Лакомые места по пути в Казань

Если вы выдвигаетесь в Казань из Москвы на машине, есть риск добраться туда не с первого раза. По дороге — Суздаль, Муром, Городец, где постоянно проходят интересные фестивали и вообще не грех задержаться ради гурманских радостей.

Суздаль — лакомая, ухоженная земля, где столы для пинг-понга стоят на фоне белокаменных монастырей в цветущем шалфее. Гости города в его нынешнем виде ему под стать: дамы в цветастых платьях и соломенных шляпах, дети с пряниками, мужчины сидят в «Агрономе» в Гостином Дворе и завтракают сосисками с молодым горошком и рикоттой с отменным оливковым маслом от Димы Парикова (автора проекта «На даче»), планируя вечером оторваться в «Сыродельне».

Городец беднее. Ждет своего Вадима Дымова (российский предприниматель, владелец мясоперерабатывающей компании «Дымов», фабрики по производству керамики «Дымов керамика» в Суздале, основатель сети книжных магазинов «Республика». — Бизнес ФМ), которым, похоже, обещает стать нижегородский предприниматель Альберт Гусев. Из вкусных гостинцев отсюда — курцевские сыры. Козьи прекрасны, я большой поклонник их кротена, камамбера и валансе. А еще там можно покататься на лошадях. Кроме этого, обязательно найдите в Городце чкаловское сыродавленое масло — тыквенное. Попробуйте, потом поговорим. На маркетплейсах и в столичных продуктовых сетях его нет.

Муром прекрасен. Про Илью Муромца и его хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре средний палец, село Карачарово и Петра и Февронию вам расскажут местные экскурсоводы. Я же все больше про лучшую в городе жареную картошку с лисичками — ищите ее в городском кафе «УтроВечер» современной гостиницы «Муром» Марины Старчиковой — ухоженный дворик с качелями, хороший хлеб, шампанского можно выпить.

Фото: «Агроном»

В Питер за пирожными и историями

Этим летом я первый раз вывозила детей в Санкт-Петербург. Девочки-девятилетки. Ну, конечно, хотелось, чтобы они влюбились в него так же, как и я. А поскольку город моими глазами соткан исключительно из красоты, задача была лишь в малом — завезти их в правильные места к людям, умеющим рассказывать правильные истории.

«Гранд-отель Мойка 22» (бывший Kempinski) — большой друг «Эрмитажа», выдумщик и адепт сервиса старой европейской школы — никакого модного нынче панибратства с гостями. Каждый день с 10:00 в Чайной гостиной на первом этаже отеля подают маленькие заварные пирожные, ювелирные сэндвичи и свежий чай на лучших сервизах императорского фарфора. В салфетках и скатертях — изысканное крестецкое кружево, здесь есть антикварная мебель, коллекционные предметы искусства и тут же перечная мята ароматным букетом, стоящая в белом заварочном чайнике. «А это из нашего огородика на крыше отеля — террасе ресторана Bellevue», — говорит официантка Лера. Что ж, история началась.

Чаепитие в Чайной гостиной «Гранд-отель Мойка 22». Фото автора

«Светский клуб императорских огородников» — просветительский проект «Гранд-отеля Мойка 22» и музея «Петергоф», в частности знаменитых исторических огородов Петра Первого в Стрельне. Артишоки, любимая Петром маргеландская редька, земляные яблоки, наконец (так раньше называли чужеземный картофель). Ананасы в оранжереях выращивают тоже. В рамках проекта в отеле проходят лекции и званые ужины, шеф Николай Хвалынский вводит в меню Bellevue новые и неожиданные «проовощные» блюда, а на огород в Стрельне, закрытый для посетителей до недавних пор, теперь можно попасть с экскурсией. Они по субботам. Вот не зашли бы мы в отель на чай с мятой, так бы и не узнали.

В Сестрорецк полежать

В Москве — Переделкино, Ватутинки, Загорянка, а под Санкт-Петербургом — Репино, Комарово, Сестрорецк. Деревянные дома в стиле северного модерна на Финском заливе до сих пор манят всех желающих узнать, как и чем жили дачники больше ста лет назад.

Все о курортной жизни Сестрорецка знают в загородном клубе «Скандинавия», некогда выкупившем и воссоздавшем дореволюционные загородные дачи практически в том виде, в каком они были построены. Все они сдаются на лето. Жители Санкт-Петербурга любят приезжать в это исторически курортное место и просто так — полежать: «Скандинавия» — это ко всему прочему большой термальный комплекс с бассейном, хаммамами и русской баней.

Но самое интересное здесь связано с жизнью знаменитого Сестрорецкого курорта, куда маменьки в начале XX века привозили своих дочерей знакомиться с заграничными женихами, среди которых, кстати, было много проходимцев и где практиковали лечебную грязь — причем местную, после того как ее на выставке в городе Спа (в Валлонии) оценили европейцы. Да, вы правильно подумали — концепция курортов с приставкой «спа» зародилась именно в этом бельгийском городе.

Но вернемся в Сестрорецк. Здесь лечились минеральной водой и лежанием. Мода на этот вид терапии, обещающей избавить от эмоционального выгорания и неврастении, пришла в Россию из Германии и Америки. Лежание в гамаке, на кровати под липой или подальше от климата Санкт-Петербурга назначал своим пациентам и сестрорецкий дачник, невролог Лев Моисеевич Клячко. Для более эффективного выздоровления следовало еще и есть лежа, не вставая с кровати. Суп, молоко, солодовый экстракт и красное вино с шампанским. Честное слово — лечебное питание по Митчеллу-Плейферу. И напоследок еще немного этимологии: курорт, курение и прокурор — однокоренные слова, а там уже сами додумывайте.

Фото: «Скандинавия»