Канун нового учебного года — это не только время, чтобы обновить школьную форму и морально подготовиться к 1 сентября, но и тот период, когда можно без спешки еще раз оценить свои достижения и задаться вопросом, каких результатов я хочу добиться в этом году. Одним из первых пунктов в плане на учебный год может стать участие в школьной олимпиаде — его в свой список может добавить ученик любого класса, нужно лишь желание.

Как выбрать олимпиаду?

Фото: Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»

Школьникам доступен богатый выбор олимпиад — 751 соревнование, нужно только выбрать параметры, основные — предмет и класс. Например, для первоклассников фильтр выдает 29 олимпиад. Одна из них — «Музеи. Парки. Усадьбы». В вводном туре участникам нужно выполнить задания на сайте олимпиады. Основной тур проходит с сентября по март, школьники посещают музеи, парки и усадьбы Москвы. В каждом пункте им предстоит выполнить задания, для решения которых необходимо изучить экспозицию. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» в первую очередь направлена на расширение кругозора детей.

Одиннадцатиклассники могут принять участие в 632 олимпиадах по 26 предметам. Для старшеклассников участие в таких соревнованиях — это уже не способ расширения кругозора, а подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. Ежегодно Минобрнауки утверждает перечень олимпиад и конкурсов, победа в которых дает право получить дополнительные баллы или 100 баллов по предмету при поступлении по профилю, но каждый университет сам определяет, как результаты повлияют на процесс поступления. В старших классах этот список стоит держать перед глазами.

Зачастую вузы организуют свои олимпиады как по разным предметам, как «Ломоносов» от МГУ, так и по профильным, например, «Проба пера» от СпБГУ для тех, кто хочет учиться на журналиста.

Всероссийская олимпиада школьников по химии в МГУ имени М.В. Ломоносова. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Главным интеллектуальным соревнованием называют Всероссийскую олимпиаду для школьников. Ее проводят по 24 предметам. Подходит для учащихся 4-11-х классов. Ребята соревнуются в четырех этапах: школьном, муниципальном, региональном и всероссийском. Школьный этап проходит в онлайн-формате для удобства учеников в сентябре-октябре. Региональный этап ВсОШ проходит очно. Его задания более сложные, а набравшие наибольший балл ученики входят в состав сборной города и затем выступают на заключительном этапе.

Дипломы победителей и призеров финала действительны четыре года и дают право на поступление без экзаменов в любой российский вуз на специальности, соответствующие профилю олимпиады, или 100 баллов на ЕГЭ по профильному предмету.

Как школьнику подготовиться к олимпиаде?

Олимпиадные задания не имеют общего алгоритма решений, что обычно характерно школьной программе. Это вызов юному участнику по-новому взглянуть на задание и дать свой ответ, поэтому подготовка важна.

За проведение ВсОШ в Москве и подготовку учеников из всех школ города к соревнованию отвечает Центр педагогического мастерства, на сайте центра в свободном доступе загружено большое количество онлайн-курсов для подготовки, задания прошлых лет для тренировки. По словам Артема Шишова, директора ЦПМ, в олимпиадах можно принимать участие тогда, когда ребенку становится интересно.

Артем Шишов директор Центра педагогического мастерства «Родителям нужно обратить внимание на то, что в олимпиадах в 1-6-х классах для ребенка главное не победа. Это возможность посмотреть на школьный предмет с другой стороны, заинтересоваться им. И в этот период главная задача не подавить, не спугнуть желание детей участвовать в олимпиадах. С седьмого класса можно уже начинать заниматься этим целенаправленно, готовясь к соревнованиям, посещая школьные кружки. Особенно это касается математических олимпиад. В этом классе родителям стоит задуматься над тем, в какие кружки записать ребенка. К 8-9-м классам ребята должны сузить набор предметов. Олимпиада хороша тем, что ребенок может попробовать себя в разных предметах и в старшей школе уже определиться с дисциплинами для более усердной подготовки».

Центр ежегодно проводит пригласительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Например, в 2024 году ученики выполнили более 141 тысячи заданий. Авторы 63 тысяч из них набрали высокие баллы и получили похвальные грамоты в сервисе «Портфолио учащегося» в МЭШ. Этот этап позволяет попробовать свои силы перед новым сезоном и познакомиться с форматом заданий ВсОШ. Результаты этого тура не учитываются в следующих, но это полезная тренировка.

«Если мы говорим про систему всероссийских олимпиад и сопутствующих мероприятий, то это разговор в первую очередь не про поступление в вуз, а про развитие интеллектуальных способностей ребенка. Можно участвовать в олимпиаде хоть по десяти предметам, но везде будет скромный результат, если сфокусироваться на одном-двух предметах, то результат будет куда более яркий. Все-таки у ребенка и время ограниченно, и должно быть детство, поэтому загонять его на десяток олимпиад, потому что у него что-то получается, лишнее», — отмечает Кирилл Сухов, главный тренер школьной сборной России по математике, учитель математики петербургского лицея № 239.

Почему школьникам следует участвовать в олимпиадах?

Фото: Рамиль Ситдиков/POOL/ТАСС

Олимпиада — дополнительная учебная занятость для школьника, и ее нужно сочетать с ежедневными уроками и подготовкой к выпускным экзаменам. Но участие в таких интеллектуальных соревнованиях несет только плюсы, пусть и требует старания и немалого времени для подготовки. ЦПМ проанализировал результаты всех московских школьников, сдававших ЕГЭ в 2024 году, и пришел к выводу, что у участников муниципального этапа ВсОШ вероятность сдать ЕГЭ по трем предметам на 250 баллов и выше в три раза больше, чем у тех, кто не участвовал в интеллектуальных соревнованиях.

Готовясь к олимпиаде, школьник параллельно готовится и к экзамену не только с образовательной точки зрения, но и психологической. Каждый участник идет на олимпиаду за результатом, поэтому волнение не исключено. Привыкание к формату, к переживаниям поможет школьнику на ЕГЭ сразу сконцентрироваться на экзаменационных заданиях. Это подтверждает студентка РУДН София Мещерякова, призер олимпиады «Высшая проба» по русскому языку. Это дало ей 100 баллов при поступлении.

София Мещерякова студентка РУДН «Больше всего мотивировали учителя. Я участвовала с 8-го по 11-й классы в одной из перечневых олимпиад по русскому языку. Каждая олимпиада — отдельная история. Задания могут быть по школьной программе, но под другим углом, или же вообще не по ней».

Хотя, по словам студентки РУДН, олимпиадные знания порой и мешали при решении заданий на ЕГЭ из-за развитой за годы привычки критически оценивать свой ответ или рассматривать на вопрос под другим углом.

Как отмечает Кирилл Сухов, главный тренер школьной сборной России по математике, учитель математики петербургского лицея № 239, дети олимпиадами, в частности математикой, интересуются.

Кирилл Сухов главный тренер школьной сборной России по математике, учитель математики петербургского лицея № 239 «Во-первых, это занимательные задачи, это интереснее, чем школьная математика, которая в основном про алгоритмы, а во-вторых, есть ощутимые бонусы, в-третьих, общение с друзьями, которые тоже этим увлечены. Родителям стоит мотивировать к участию детей младших классов, но, конечно, не стоит увлекаться. Часто встречаются родители, которые слишком сильно опекают ребенка в его интеллектуальной деятельности. В старших классах ключевое — это поддержка детей, чтобы они хотели заниматься, ни в коем случае не ругать за неудачи, но хвалить за успехи».

В Москве в 2023 году участниками школьного этапа ВсОШ стали более 470 тысяч человек. В 2024 году — более 500 тысяч, они написали более 1,8 млн работ по 24 предметам. В финале прошлого года столицу представляло рекордное количество участников — свыше трех тысяч школьников. По итогам соревнования у сборной Москвы 332 диплома победителей и 1531 призер. Впервые больше половины учебных заведений столицы подготовили победителей и призеров олимпиады. В этом году число таких школ выросло до 277, прокомментировали в Департаменте образования города Москвы.

Тенденция последнего десятилетия такова: школьники из года в год все больше участвуют в олимпиадах. Это становится частью образовательного процесса. Об олимпиадах узнают от учителей, интересуются такими соревнованиями сами, так как понимают, что это повышает их конкурентоспособность и адаптирует их в быстро меняющемся мире.