Владимир Путин перед встречей с Трампом подписал указ, который открывает путь для возвращения американской Exxon Mobil в проект «Сахалин-1». Об этом пишет Reuters.
Ранее крупнейшей американской нефтяной компании Exxon Mobil принадлежало 30% акций проекта. В 2022 году компания из него вышла, списав в убытки более 4,5 млрд долларов.
Согласно указу президента России, иностранные акционеры смогут вернуть долю, если предпримут шаги по содействию снятию западных санкций, заключат контракты на поставку необходимого импортного оборудования и переведут средства на счета проекта «Сахалин-1».
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Они фактически должны искупить свою вину, потому что Exxon Mobil, когда уходил из «Сахалина-1», заглушил проект, то есть фактически саботировал, полностью остановил его. «Роснефти» потребовалось несколько месяцев, чтобы восстановить работу проекта и возобновить добычу. И даже при этом Россия готова к возможному возврату Exxon Mobil. Но они фактически должны выступить определенными лоббистами российских интересов и добиваться снятия санкций не только с этого проекта. Формально проект «Сахалин-1» под санкции не попадает, на него распространяются лишь общие антироссийские ограничения: запрет на поставку энергетического оборудования, запрет на работу на шельфе и так далее. Сейчас проект работает, и добыча идет нормально, но он мог бы быть эффективнее и приносить больше прибыли, если бы удалось договориться о поставках оборудования не по параллельному импорту, не из Азии. Плюс если будет отдельно оговорено, что «Сахалин-1» не подпадает под санкции, будут сделаны исключения для оборудования и прочего, это снизит токсичность проекта, и нефть можно будет продавать чуть дороже. Хотя и сейчас скидка на сорта сахалинской нефти — и «Сахалина-1», и «Сахалина-2» — всегда была меньше, чем на российский Urals. Сейчас Трамп возвращается в Вашингтон, и на него будет оказываться колоссальное давление: и европейцы, и демократы в США, и часть республиканцев будут склонять его к тому, что договариваться с Россией не нужно, нужно усиливать давление, помогать Украине вооружением, вводить новые санкции. И здесь России нужен противовес, чтобы бизнес, наоборот, выступал за сотрудничество с Россией. Россия предлагает Exxon Mobil стать таким лоббистом и выдвигает условия для возврата. Но не факт, что они вернутся. Они ушли довольно решительно, поэтому не факт, что заинтересуются, хотя проект был выгодным и приносил существенную прибыль. Exxon Mobil пока никак это не комментировал, и нет гарантий, что компания будет выполнять требования России. Теперь мяч на стороне компании: хотите — пожалуйста, но не факт, что они вернутся
Exxon Mobil разрабатывала российские нефтегазовые месторождения с 1995 года, уточняет Reuters. А проект «Сахалин-1» был одной из ее крупнейших инвестиций. Перспективы возвращения американской компании оценивает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев директор по исследованиям Института энергетики и финансов Россия таким образом предлагает США начать восстановление экономического сотрудничества с той точки, на которой оно завершилось, — с ухода нефтегазовых компаний, прежде всего Exxon Mobil. «Сахалин-1» в данном случае — действительно привлекательный вариант и для США, и для России. Для США — потому, что это прибыльный проект, где уже прошел этап возврата инвестиций, хорошо известный и понятный. Для России по-прежнему важны технологические навыки Exxon Mobil и кадровый потенциал, прежде всего инженерный, а также инвестиционный. Чтобы поддерживать и наращивать добычу нефти и газа, нужны серьезные вложения — технологические, кадровые, денежные. Все это у Exxon Mobil есть. Если бы компания не ушла, «Роснефть» продолжала бы активно с ней сотрудничать. Со стороны России никаких претензий не выдвигалось, поэтому, мне кажется, это жест и символический, и вполне ощутимый — с точки зрения экономики выгодный для обеих сторон, понятный и команде Трампа, и нефтегазовым компаниям. Если будет политическое решение со стороны администрации Трампа, то в Россию могут вернуться не только Exxon Mobil, но и другие американские компании, потому что условия здесь были для них привлекательными и проекты интересными
Exxon Mobil — единственная иностранная компания, вышедшая из проекта «Сахалин-1». Индийская ONGC и японская SODECO сохранили свои доли. Инвестором проекта также выступает «Роснефть». Сейчас «Сахалином-1» управляет дочерняя компания «Роснефти» — «Сахалинморнефтегаз-шельф».