Студия театрального искусства открыла новый сезон премьерой спектакля Сергея Тонышева «Все наши дни рождения». В его основе — одноименный нереализованный киносценарий поэта и сценариста эпохи оттепели Геннадия Шпаликова.

Для Сергея Тонышева это уже третье обращение к творчеству Шпаликова. Сначала был «Причал» в Театре на Таганке, после — «Долгая счастливая жизнь» на Малой сцене СТИ. «Все наши дни рождения» образуют с последней своеобразный диптих, продолжая исследование главной темы Шпаликова — поиска счастья в мире ложных ценностей.

В центре сюжета — история Мити Арсентьева, «обыкновенного человека на своем обыкновенном месте». На пороге своего 45-летия он вдруг осознает, что не может вспомнить моменты подлинного счастья в своей внешне благополучной жизни. С горькой иронией герой приходит к парадоксальному выводу: самым ярким и осмысленным периодом оказались годы войны, а после как-то смутно все стало. Продолжает режиссер Сергей Тонышев:

Сергей Тонышев режиссер «Я влюбился в этого автора, для меня он очень откровенен, важен, искренен. Каждый раз, заходя на территорию киносценариев Шпаликова, ты сталкиваешься с тем, что ты его не знаешь. Он абсолютно по-новому раскрывается. В этом сценарии невероятный юмор для меня открылся: при всей трагичности, драматичности — какой-то абсолютный русский абсурд этих шестидесятников, абсурд человеческий, когда все переплетается в голове. Для нас это какое-то другое поколение, другой мир. Но по существу человек не меняется: все те же самые проблемы, сомнения. 45 — это весьма условная цифра, очень по-разному это время наступает. Ты не хочешь никакие итоги подводить — они сами подводятся. Как говорит персонаж Шпаликова: «Смутная тревога наступила». И что с этим делать — непонятно».

Эта глубоко личная история об экзистенциальном кризисе и ностальгии по утраченным идеалам была написана Шпаликовым в 1972 году для режиссера Сергея Соловьева, но так и не была экранизирована, показавшись для той эпохи слишком смелой и странной.

Сценография напоминает оформление «Долгой счастливой жизни» — большой занавес с облаками. И это обосновано: все происходящее на сцене — не объективная реальность, а часть мира воспоминаний главного героя, такой, каким его видит он. Продолжает актер Андрей Шибаршин, который играет Митю:

Андрей Шибаршинактер«Вопрос, который мы все так или иначе себе задаем где-то, наверное, после 30 лет: «Что дальше?» И зачастую так человек устроен, что он цепляется за вещи, связанные с прошлым, с ностальгией, с ощущением того, что вчера было всегда лучше, и немножко начинает быть заложником этих воспоминаний. Я для себя определил нашу историю как жанр, знаете, такая «душевная терапия». Хотелось бы, чтобы зритель к этому пришел, и о чем писал Шпаликов вместе с Соловьевым: здорово помнить, но и не забывать, что еще очень много впереди, а самое ценное — здесь и сейчас. Иногда нужно просто встрепенуться, что-то переосмыслить и продолжить жить, и не надо быть заложником самого себя. Хлеб сегодняшних психологов».

Встрепенуться Мите помогает его школьный друг, который неожиданно приходит к нему то ли во сне, то ли наяву. Не виделись они 20-30 лет. Кто он и какое место занимает в его жизни — непонятно, говорит актер Сергей Пирняк:

Сергей Пирняк актер «Человек, который полностью меняет его жизнь случайно, может быть, даже не желая этого, но вдруг показывает нечто такое, после чего он открывает совершенно иные для себя грани. Кто он? Мне кажется, каждый зритель может для себя ответить. Сейчас время достаточно документального театра: чтобы зритель поверил в то, что происходит, нужно, чтобы это действительно происходило. Вот Шпаликов — это как лакмусовая бумажка: если мы вдруг начинаем прям играть, ничего работать не будет. Здесь, конечно, нужно всю грубую кожу смывать и быть оголенным, настоящим — в этом сложности».

«Все наши дни рождения» — сеанс терапии, благодаря которому задумываешься: а что же на самом деле составляет счастье в нашей жизни?