На летних каникулах в столице прошли образовательные смены, об этом в своем блоге написал мэр Москвы Сергей Собянин. Например, в Детском морском центре имени Петра Великого ребята учились управлять судами, конструировали модели кораблей. Юные участники проекта «По пути великих открытий» в Якутии проплыли на байдарках по рекам Синей и Лене. В Мурманской области воспитанники столичного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма прошли маршрут в 120 километров.

Сентябрь — это время не только объединить все летние воспоминания, но и распланировать новый учебный год, наполненный уроками, олимпиадами и кружками, в которые нужно успеть записаться.

Разнообразие и узкая специальность

Фото: ГБОУДО имени Косарева

В Москве открыто более 135 тысяч кружков и секций на бесплатной и платной основе. Записаться могут дети от пяти до 18 лет. Кружки посещают более 1,5 млн юных жителей столицы, это данные Московского центра воспитательных практик столичного департамента образования и науки. За последние три года школьники стали на 35% больше обучаться в столичных дворцах и центрах творчества.

Записаться можно на портале mos.ru с помощью функции «Запись в кружки, спортивные секции и школы искусств» в разделе «Услуги» или с помощью дополнительного функционала «Московской электронной школы». Там же отражено количество свободных мест на интересующую секцию.

Перед тем как приступить к выбору кружка, следует настроить фильтры: определить район, станцию метро и направление. А выбрать есть из чего — экономика и бизнес, альпинизм, цирковое искусство, естественные науки, конный спорт, медицина, основы медиаинформационных технологий.

Это небольшая часть всего перечня и только направления, а у каждого из них есть специализации. Например, те юные москвичи, которые заинтересуются экономикой и бизнесом, смогут выбрать кружок финансовой грамотности, бизнес-планирования, финансового интеллекта или записаться на занятия по основам предпринимательской деятельности.

Кроме того, в самих центрах с середины августа преподаватели кружков проводят приемную кампанию. Они консультируют родителей и детей по направлениям, проводят экскурсии по аудиториям. Как отметила Евгения Родионова, педагог по астрономии Центра научно-технического образования Московского дворца пионеров, легче перечислить, каких кружков нет. Она поделилась историей с недавней консультации. После привычных вопросов от родителей о кружках по робототехнике и программированию она не ожидала услышать от подошедшей к преподавателям мамы: «Есть ли кружок по столярному мастерству?» К слову, ей тут же ответили утвердительно и записали ребенка в Мастерскую юного инженера.

Присоединиться к занятиям в кружках можно в течение года, если остались свободные места, но основной набор, конечно, приходится на начало учебного года. Длительность обучения разная. Базовые курсы обычно занимают один учебный год. За это время ребенок знакомится с предметом и решает, стоит ли переходить на следующий уровень. Самые длинные программы могут продолжаться три-пять лет. Это, например, курсы по альпинизму, где нужно не только слушать лекции, но и много практиковаться.

Популярные и новые кружки

Занятия в секции боевого самбо при гимназии. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Московский центр воспитательных практик департамента образования и науки определил следующих лидеров:

  • художественное творчество — изобразительное искусство, хореография и танцевальные дисциплины, театральное искусство и музыкальное образование;
  • спортивные секции — футбол, плавание, гимнастика, единоборства;
  • техническое творчество — робототехника, программирование, 3D-моделирование, конструирование и авиамоделирование.
Во время урока по моделированию в общеобразовательной школе. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

И о новинках этого учебного года. В центре детского творчества «Гермес» запустили секцию «Нескучная лаборатория» для проведения научных экспериментов. А те, кто после школьных уроков хочет больше двигаться, смогут попробовать свои силы в падел-теннисе — игре, объединяющей элементы тенниса и сквоша.

В центре детского и юношеского творчества «Бибирево» открыли курс «Нереальный продакшн». Ребят познакомят с основами работы с трехмерной графикой и научат применять ее в дизайне, киноиндустрии и архитектуре.

В Московском дворце пионеров открылась астрономическая лаборатория, где школьники поработают с данными о космических объектах и будут заниматься научными проектами.

Там же стартовал кружок «Наши города. Геоурбанистика». По словам его преподавателя, педагога Центра экологического образования Александра Гречишкина, на занятиях ребят познакомят с формами и системами городских поселений, процессами урбанизации в исторической перспективе. Дети получат ответы на вопросы, как и почему в разных уголках мира появлялись города, почему в одних городах радиально-кольцевая система планировки улиц, а в других — параллельно-перпендикулярная. На занятиях речь пойдет о наукоградах, промышленных, финансовых и туристических центрах. Уделят время и градостроительству, в частности выяснят, как проектируется городская среда, для чего разрабатывается генеральный план, насколько сложно изменить существующие города под современные реалии.

Александр Гречишкин педагог Центра экологического образования «Дети чаще всего записываются на кружки, будучи заинтересованными. Они не рассматривают эти занятия как дополнительную учебную нагрузку. Благодаря посещению кружков у ребенка появляется чувство внутреннего удовлетворения от того, что он знает несколько больше школьной программы. Например, на наших географических кружках мы расширяем базовые школьные знания, дополняя их темами из университетской программы, а также обращаемся к новостям научной сферы. Среди наших преподавателей в том числе люди науки — выпускники МГУ, аспиранты, кандидаты и доктор наук. Мы привыкли делиться знаниями, которые дети не встретят в школе».

Центр творчества имени Косарева подготовил программу для поклонников моды и стиля. Юные участники смогут разработать индивидуальные гардеробы. В детском музыкальном театре «Домисолька» заработала студия анимации «Мультимузыка», где школьники будут создадавать мультфильмы и придумывать к ним свою музыку.

Во Дворце творчества детей и молодежи в Миусах стартовала программа по созданию визуального контента с использованием нейросетей. Там же доступна запись на курсы управления дронами, на которых можно освоить навыки пилотирования.

Во Дворце творчества детей и молодежи имени Гайдара открылся кружок ветеринарного дела. На занятиях школьников научат работать с профессиональным оборудованием, распознавать болезни у животных и даже накладывать швы.

Дополнительная польза

Фото: crtd.mskobr.ru

Образовательный процесс в кружках несколько отличается от привычного школьного, дополняет знания, полученные на обычных уроках. Остается лишь выбрать сам кружок, а польза гарантирована при должном отношении ребенка к допзанятиям.

Первый навык, который пригодится буквально на всю жизнь, — умение работать с источниками информации, в том числе со статистикой, изображениями, длинными статьями, картами, природными материалами. Этому учат на кружках не то чтобы специально, это практическая часть занятий.

Второй навык — умение работать с инструментами. Например, в Московском дворце пионеров открыт кружок по наблюдательной астрономии и фотографии, на котором преподаватель учит ребят работать с телескопом и делать снимки, правильно настраивая телефон.

Третий навык — подготовка к школьным олимпиадам. Существуют специальные кружки, например олимпиадная астрономия. Там разбирают в том числе сложные физические задачи. А о пользе побед в олимпиадах мы писали.

В рамках дополнительного образования ребенок также учится совмещать прикладные знания из разных областей. Евгения Родионова, педагог по астрономии Центра научно-технического образования Московского дворца пионеров, рассказала об ученике, который совместил астрономию и программирование в своем проекте:

Евгения Родионова педагог по астрономии Центра научно-технического образования Московского дворца пионеров «В прошлом году восьмиклассник создал свой телеграм-бот для мониторинга редкого атмосферного явления — серебристых облаков. Мы часто с ребятами ездим в экспедиции, и на одной из них он и вдохновился этим явлением. Знаю, что на бот подписаны ученые, чья специализация связана с этим редким явлением».

Те ребята, которые выкладываются на все сто в кружках, уже готовятся к учебе в университете, привыкают к его формату. По словам Евгении Родионовой, дети часто выбирают работу над собственным проектом. Вместе с педагогами они изучают данные, формулируют гипотезы и тему, предлагают пути решения.

«Ученица пятого класса два года назад выбрала тему «Применение данных дистанционного зондирования Земли в мониторинге для паводков и наводнений в России». Для проекта вместе с преподавателем находила все спутники, анализировала данные «Роскосмоса». Эту работу слушали на городском конкурсе, и ее высоко оценили специалисты из космической отрасли. Кроме того что ученица напомнила ребятам и всем слушателями об этой проблеме, она предложила решить ее с помощью космических технологий, а именно дистанционного зондирования Земли. Поэтому кружки — это место, где ребята могут получить знания, применить их, перевести это все из теории в практику. Мы ребят со школьных лет учим презентовать результаты работы, проекты перед аудиторией. Они учатся излагать свои мысли четко и лаконично. Выступления для них уже не источник стресса, а способ поделиться своими достижениями».

И не стоит забывать о профориентационном эффекте кружков. Многообразие позволяет ребенку в течение школьных лет посещать секции, знакомиться с предметом, вникать и время от времени менять или совмещать кружки. Это будет одним из шагов к тому, чтобы стать интересной личностью и настоящим профессионалом в своем деле.