Знаменитый социолог Бенджамин Барбер однажды сказал: «Я не делю общество на слабых и сильных или на успешных людей и неудачников. Я делю общество на тех, кто учится и тех, кто не учится».

В ходе недавнего исследования ВШЭ аналитики попытались выяснить, какова сегодня в обществе потребность в обучении. Согласно опросу, большинство материально обеспеченных россиян ощущают потребность в профессиональном развитии (так ответили 65% респондентов). Интересно, что фрилансеры и наемные работники больше заинтересованы в обучении, чем владельцы бизнеса или, скажем, получатели ренты от недвижимости.

Исследование ВШЭ: наиболее востребованы сейчас языковые навыки (32%), затем идут профессиональные технические компетенции (24%). По 21% респондентов отметили необходимость развития стрессоустойчивости и продвинутых компьютерных навыков. Интересно, что сильнее всего в обучении заинтересованы те, кто уже обладают высоким интеллектуальным капиталом: 78% обладателей ученых степеней или MBA/DBA и 66% людей с высшим образованием против 43% без «вышки». Среди форматов обучения лидирует самообразование (34%) и участие в разовых образовательных мероприятиях (33%). Второе высшее образование выбирают лишь 15%.

Сентябрь — пора в школу

Отличное время, чтобы пойти учиться, — начало учебного года. Так, согласно исследованию, проведенному образовательным холдингом Skillbox и сервисом Zigmund.online, две трети россиян (66%) считают сентябрь временем для новых достижений. Тут любопытно, что среди взрослых респондентов этот показатель даже выше, чем среди школьников и студентов. Именно потребность в новизне мотивирует поменять место работы или расширить свой текущий функционал, освоить новую специальность или пройти обучение. Заняться обучением прямо сейчас планируют большинство респондентов — 79% взрослых отметили, что уже записались на курсы или собираются это сделать. В приоритете — профессиональные навыки, особенно в сфере IT, дизайна и маркетинга. Также востребованы творческие направления, личностное развитие, изучение языков.

Менторы вперед

Потребность в саморазвитии и получении дополнительного образования сегодня заметный тренд, на который обращают внимание и работодатели, создавая условия для своих сотрудников, запуская специальные программы и даже школы прямо в офисе. Можно приглашать специалистов и лекторов со стороны, а можно организовывать обучение силами самих сотрудников.

Так, во многих компаниях появляются менторские программы. Принято считать, что ментор — это наставник и более опытный коллега. Но сейчас набирает популярность «реверсивный менторинг» — это когда, наоборот, младшие сотрудники становятся наставниками для старших. Данный подход позволяет делиться свежим взглядом: младшие сотрудники помогают опытным коллегам адаптироваться к современным вызовам и к новым технологиям. Такой вид менторинга или наставничества, реверсивный, крайне важен для преодоления разрыва между поколениями, способствует лучшему пониманию потребностей друг друга и мотивации, повышает лояльность, создает культуру взаимопонимания.

Обратное наставничество придумали не сегодня. Первым эффективность такого метода обучения оценил Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, еще в 1999 году, когда интернет-технологии только начинали развиваться и большинство руководителей не понимали, как их применить, тогда помогли молодые наставники, а результат превзошел все ожидания. В последующие годы многие компании внедряли такой вид наставничества, обнаруживая ряд преимуществ. Интерес к корпоративному обучению по мере смены поколений падает — если среди бумеров оно востребовано более чем у трети опрошенных (36% ), то среди зумеров менее чем у четверти 23%. Это значит, что для кого-то обучение — это награда, а кому-то сидеть за партой снова — это наказание. Как раз наставничество подходит всем тем, кто стремится быстро применять любое новое знание на практике, и тем, для кого ценность — развивать других людей.