На сайте электронных ПТС случился сбой
Об этом заявляют компании, занимающиеся импортом иномарок, и владельцы авто. Эксперты связывают причину сбоя с большими очередями на оформление на фоне повышения ставки утильсбора. В МВД сообщили, что система работает в штатном режиме
Читать на полной версииОбновлено в 18:20
На фоне повышения ставки утильсбора произошел сбой в системе электронных паспортов транспортных средств. Об этом, в частности, заявляют компании, занимающиеся импортом иномарок, а также владельцы авто, которые никак не могут поставить приобретенные машины на учет. Эксперты отмечают, что причина сбоя связана с большими очередями на оформление — в преддверии повышения ставки утильсбора увеличилось число заказов авто из-за рубежа. В результате нагрузка на базы данных и систему возросла.
Информационные системы МВД России, задействованные в процессе регистрации транспортных средств, работают в штатном режиме, сообщили в пресс-службе МВД России.
При этом пострадавшие от задержек отмечают, что есть проблема с передачей данных от ФТС в систему, и у некоторых владельцев авто электронные ПТС и вовсе аннулировали. О проблеме говорит основатель компании E.N. Cars, занимающейся поставками в Россию авто из КНР, Евгений Забелин:
— Мы с утра насчитали пять пропавших ПТС наших автомобилей, которые уже выданы клиентам. Не сказать, что это критичная проблема. Это неприятности у наших покупателей, на наших бизнес-процессах это пока никак не отразилось. Они были оформлены, действующие, а теперь исчезли. Информация о причинах заполучена не совсем официальным путем — якобы СЭП (это операторы системы электронных ПТС) запустили какого-то бота для работы в системе, чтобы править документы, этот бот, очевидно, был написан не самым лучшим образом и пошел уничтожать базу.
— Участники рынка переживают о том, каковы могут быть последствия для отрасли, для бизнеса в связи с ростом утильсбора. Считаете ли вы, что это значительные риски? Каким образом планируете их минимизировать в своем случае?
— В своем случае мы будем подстраиваться под новый ассортимент, потому что, очевидно, что некоторые марки автомобилей перестанут покупать из-за повышения цены. В целом, как бы это печально не было, за все заплатят потребители. Не ожидаю существенного снижения, потому что люди как покупали автомобили, так и будут покупать, то есть нет замены производимых в России или локализованных машин, которые освобождены от уплаты утильсбора.
Что делать в такой ситуации, не совсем понятно, говорит москвич Ринар, который уже неделю не может поставить машину на учет. По закону это необходимо сделать в течение 10 дней после покупки, иначе штраф.
— Я приобрел машину в Китае, привез, прошел лабораторию, сделали ПТС, зарегистрировали, этот процесс уже идет много времени, машину уже пора на учет ставить, по сроку не успеваем, потому что это массовый характер имеет. Знакомые тоже приобретали, с сентября ждут.
— Есть обратная связь от службы, которая должна регистрацией заниматься? Если да, то что говорят?
— Вообще ничего не говорят. Там даже у некого спросить. Боты отвечают на сообщения, они отписываются: «Ждем 30 дней, сведения могут поступать из ФТС по утильсбору».
Новый порядок расчета утильсбора, предложенный Минпромторгом, должен вступить в силу с 1 ноября. Его итоговая сумма будет зависеть теперь не только от объема двигателя и возраста машины, но и от ее мощности. В Минпромторге подчеркивали, что увеличение ставки утильсбора — вопрос решенный, но сумма для авто мощностью до 160 лошадиных сил не поменяется.
Как полагают эксперты, власти могут пересмотреть сроки вступления нового порядка расчетов в силу. Число негативных отзывов на законопроект о новой методике расчета утильсбора на авто — стадия общественного обсуждения проходила до 3 октября — достигло более 100 тысяч, отмечает автоэксперт Артем Бобцов:
Законопроект вызвал некоторый резонанс, отмечает автоэксперт, автоблогер, автор проекта «Роговмобиль» Дмитрий Рогов:
Дмитрий Рогов автоэксперт, автоблогер, автор проекта «Роговмобиль» «Судя по всему, там, где доходит этот резонанс, он действительно набирает обороты, все-таки это заградительные меры, с 2008 года действовало это соглашение, что новые машины не завозят, дилеров защищают, ввозили старые машины. Но так как сейчас есть, судя по всему, понимание, что то, что у нас здесь сейчас будут производить, не выдержит конкуренции с пяти-семилетними автомобилями, которые можно привезти, решили закрыть полностью все. Если посмотреть за логикой действий, сначала свыше трех литров забрали, сейчас забирают свыше двух, дальше нетрудно проследить логику. Посмотрим, сколько это продержится, я думаю, также полтора-два года максимум. По факту что мы видим: люди не хотят покупать, по крайней мере, по тем ценам, которые предлагаются. 2025 год — это падение спроса кратное по сравнению даже с 2018-2019 годами, а если вспомнить самые благополучные годы автомобильного рынка — 2012-2014 годы, то падение больше, чем в два раза. Тенденция только усилится. Старение автомобильного парка тоже на виду, средний возраст автомобиля уже, по-моему, 15 лет у нас в стране, треть автомобилей старше 20 лет, а младше пяти лет — всего лишь единицы процентов по сравнению с третью автомобилей, которые старше 20 лет. Эта тенденция будет только увеличиваться. Почему-то считается нормальным поддержание неконкурентоспособных коммерческих предприятий без обозначения, с какой целью, в какие сроки это будет все, что будет, если эти предприятие за такие преференции не достигнет цели».
О росте цен на запчасти и возможном дефиците некоторых позиций из-за повышения утильсбора заявили в Национальном автомобильном союзе. Там отметили, что «расходники» могут вырасти в цене на 20%, цена более редких деталей увеличится в два раза.