Рост цен на бензин вдвое обогнал инфляцию
Несмотря на заявления правительства о стабилизации, эксперты указывают на структурные проблемы в отрасли — от атак дронов на НПЗ до снижения рентабельности переработки
Читать на полной версииТемпы роста цен на топливо в два с лишним раза обогнали инфляцию. По данным Росстата, с начала года и по 6 октября бензин на АЗС подорожал больше чем на 10%. Общий рост цен за то же время составил 4,5%.
Вечером в четверг, 9 октября, вице-премьер Александр Новак провел серию совещаний по ситуации на внутреннем рынке. Представители нефтяных компаний заявили, что соблюдают баланс поставок и оптимизируют логистические цепочки. Минтранс сообщил о своевременной отгрузке топлива в полном объеме. Сам вице-премьер отметил, что ситуация на данный момент в целом стабильна. Сохраняется запрет на экспорт топлива и прорабатывается ряд дополнительных мер, направленных на оздоровление рынка.
Первые признаки кризиса появились еще летом, когда Украина стала наносить массированные удары беспилотниками по российским НПЗ. Агентства Bloomberg и Reuters сообщали о значительном ущербе для российской нефтепереработки, приводя при этом разные оценки. Производство действительно пострадало, но не так серьезно, как это пытаются представить западные СМИ, продолжает руководитель аналитической службы АVI Capital Дмитрий Александров:
Дмитрий Александров руководитель аналитической службы АVI Capital «Естественно, влияют на объемы физические и атаки на НПЗ, и ремонты, но выбытие, реальное выбытие мощностей, конечно, не такое, которое иногда встречается, когда там 30%, 40% остановки. Потому что здесь просто не принимается во внимание то, что почти никогда не бывает полной загрузки, и, соответственно, если исходить из статистики по объемам переработки нефтепродукта, в августе она была не сильно меньше, чем год назад. То есть это даже не 10%. За первые примерно семь месяцев и за первую половину года она просто была на том же уровне. Но и атаки, да, последние были очень мощные в сентябре. И там пострадали не только мелкие заводы, но и крупные».
О том, что происходит сегодня на российских АЗС, рассказывает управляющий партнер компании «Пролеум» Максим Дьяченко:
Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Пролеум» «Крупные, вертикально интегрированные компании цены свои сдерживают, они не дают им расти. Оптовые цены в силу разных причин выросли выше розничных цен на АЗС ВИНК. Из-за этого независимые АЗС поднимают свои цены, что приводит к резкому росту спроса на АЗС ВИНК, и дальше возникают логистические проблемы. Заправки ВИНК в принципе, и поставка на них, и количество бензовозов, которые их снабжают, количество колонок, рассчитаны на то, чтобы снабжать где-то 50-55% рынка, а неожиданно начали снабжать 65%. Поэтому топливо не успевают подвозить. Они вынуждены себе грузить больше топлива, потому что у них рост клиентов, и это приводит к тому, что независимые АЗС не получают оперативно топливо, и, соответственно, у них тоже перебои».
Другими словами, искусственное сдерживание цен на заправках не работает. В последнее время правительство приняло ряд мер, призванных повысить предложение на внутреннем топливном рынке. В частности, продлен до конца года запрет на экспорт бензина, в том числе производителями. Россия увеличила закупки бензина в Белоруссии, которая производит его из нашего сырья. Также решено начать импорт из Китая, Кореи и Сингапура, что, по идее, должно улучшить ситуацию в регионах Сибири и Дальнего Востока. Однако пока все это не смогло остановить рост цен.
Проблема еще и в том, что сами российские производители топлива не хотят вкладываться в модернизацию производства, продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Еще одной, тоже временной мерой стало разрешение использовать присадки для повышения объемов выпуска высокооктанового бензина. Правда, саму проблему это не решит, но позволит хотя бы частично увеличить предложение на рынке.
Все это относится только к бензину. С дизелем ситуация намного лучше — запасов мощностей по выпуску этого вида топлива на российских НПЗ хватает с избытком. И дизель мы продолжаем экспортировать.