Обновлено в 14:30

Вступление в силу новых правил расчета утильсбора может быть перенесено. Рассмотреть такую возможность Минпромторгу поручил первый вице-премьер Денис Мантуров.

Поручение направлено после изучения письма «Деловой России». Организация просила отсрочить вступление в силу нового механизма расчета утильсбора на срок, достаточный для завершения оформления таможенных процедур покупателями.

Точных сроков вступления в силу не называлось, предполагалось, что это будет 1 ноября. На таможне образовались очереди, потому что покупатели стремились завезти в Россию автомобиль еще по старому расчету утильсбора. Вместе с тем в сложную ситуацию попали те, кто приобрел автомобиль в период с августа по октябрь, так как они были уверены, что успеют пройти таможню со старым утильсбором, но очереди затягивают оформление на несколько недель.

Чтобы позволить этим покупателям завершить сделки, Минпромторг и может ввести отсрочку, говорит автоэксперт, руководитель экспертной компании LEM Solution Евгений Ладушкин:

— По моему мнению, отсрочка введения в силу повышенной ставки утилизационного сбора связана с огромной популярностью параллельного импорта в России сегодня. Многие автовладельцы уже успели оплатить и заказать автомобили с привозом из другой страны, но сейчас они узнают о том, что их машина, которая уже оплачена, будет стоить дороже. Большинство из этих автомобилей покупается с использованием заемных средств, это кредиты, лизинги, рассрочки. Тут может сложиться ситуация, при которой автовладелец, который заказал такую машину, окажется и без машины, и с кредитом. Как раз-таки для того, чтобы этим людям помочь, и планируется ввести отсрочку по введению повышенной ставки для того, чтобы у этих людей была возможность эти машины все-таки в страну привезти и не потерять деньги. Конечно, есть определенное количество мошенничеств, связанных с параллельным импортом и с утилизационным сбором даже с теми ставками, которые есть сейчас. В частности, когда машина привозится как автомобиль для эксплуатации под физическое лицо, но продают ее здесь компании под коммерческую реализацию. И подобные случаи часто вскрываются, и тогда покупателю этой машины приходится платить повышенный утильсбор, коммерческий.

— Не наблюдаем ли мы ситуацию, когда сначала отложат, а потом уберут в долгий ящик и забудут? Или все-таки с 1 января примерно введут новый расчет?

— Утилизационный сбор — это во многом протекционистская мера, направленная на то, чтобы стимулировать производителей строить заводы в России. В этом смысле политика здесь никак не изменилась, то есть государство направлено на то, чтобы стимулировать строительство заводов. Поэтому это будет повышение утилизационного сбора, либо это будет какая-то другая помощь, какие-то другие дополнительные ограничения, здесь может показать только время и дальнейшая работа. То есть утилизационный сбор — это один из инструментов, чтобы стимулировать и увеличить количество заводов в России по производству автомобилей. А заводы — это рабочие места, это технологии, и это только плюсы для государства.

Проект постановления о новом расчете утильсбора Минпромторг подготовил в сентябре. Согласно ему, базовая ставка утильсбора на легковые авто будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а его мощность повлияет на ставку коэффициента по прогрессивной шкале.

При этом сохраняются льготные коэффициенты для частных лиц, ввозящих иномарку с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил для личного пользования. Сильнее всего подорожают популярные кроссоверы, внедорожники, электрокары и гибриды, ввозимые параллельным импортом: цены вырастут на сотни тысяч и даже миллионы рублей.

Комментирует партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

— По-хорошему, это постановление не надо бы принимать, потому что оно обрушит наш авторынок окончательно. Но, видимо, чиновники поняли, раз проект собрал больше 100 тысяч дизлайков на regulation.gov, раз пошли митинги, решили лишний раз не дразнить гусей и хотя бы перенести введение этого постановления. По моим прикидкам, примерно тысяча машин сейчас, а может быть, больше едут, и, когда человек заказывает машину по параллельному импорту, рассчитывая, что он заплатит 3 млн рублей, а она приезжает за 5 млн рублей, — это катастрофа. И говорят, что, может, отложат на месяц, а может, на два — до Нового года. Но еще раз говорю, что вообще по-хорошему не надо это постановление принимать, потому что опыт прошлого года показывает, что повышение утильсбора приводит не к увеличению сборов в бюджет, а к обрушению рынков.

— Не наблюдаем ли мы ситуацию, когда его сначала отложат, потом уберут в долгий ящик и забудут?

— Думают, что примут. Такого, чтобы у нас чиновник сказал: «Я думаю, что это неправильное решение», на моей памяти не было ни разу.

Ранее против новых правил утильсбора прошли акции во Владивостоке и Новосибирске. Участники требовали сделать процесс формирования утильсбора прозрачным и обоснованным, создать инфраструктуру по утилизации автомобилей, а также пересмотреть налоговую и таможенную политику.

С критикой выступала и таможня: загмлавы ФТС Владимир Ивин заявил, что его ведомство предложило Минпромторгу издать единый акт по регулированию утильсбора, поскольку на практике остается много разночтений.