Обновлено в 16:30

Новые санкции против России существенно не скажутся на экономическом самочувствии страны, заявил президент РФ Владимир Путин. По его словам, санкции США в отношении российских нефтяных компаний — это попытка оказать давление на Россию, но «ни одна уважающая себя страна никогда не делает ничего под давлением». Санкции — недружественный акт, он не укрепляет российско-американские отношения, отметил российский президент.

Из 19-го пакета евросанкций следует, что из ЕС теперь запрещено поставлять в Россию розы, рододендроны, азалии, листву, ветки деревьев, части растений и цветов без бутонов, травы, мхи. В числе прочего ЕС запретил поставлять в Россию пластиковые игрушки с моторчиками, унитазы, биде и другие приспособления, «используемые для смыва». При этом ЕС снова не смог принять решение по конфискации российских замороженных активов.

На более серьезной ноте Евросоюз готовит санкции против «Лукойла» вслед за США, пишет Politico со ссылкой на высокопоставленного чиновника ЕС. Он сообщил, что Брюссель сейчас работает над запретом на транзакции с российской компанией. О перспективах «Лукойла» и санкций ЕС говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «К «Лукойлу» было отношение более мягкое, чем к российским государственным компаниям, таким как «Роснефть», «Газпром нефть». «Лукойлу» было проще сохранить свои активы, но отчасти продажи уже начались, и зачастую возможность продать актив за адекватные деньги является нормальной формой компромисса. Например, «Лукойлу» удалось продать свой крупный НПЗ почти за 2 млрд евро на Сицилии. У него остались еще активы в Бургасе, в Болгарии крупный НПЗ, в Румынии и еще в ряде стран, плюс сеть заправок. Вопрос же не просто в том, чтобы продать или не продать, а продать на каких условиях? Доли «Газпрома» по сравнению с местными предприятиями, с немцами, были отобраны без компенсации. Доли «Роснефти» в немецких НПЗ были переданы под внешнее управление, но не конфискованы, Германия все-таки опасается идти на подобный шаг. Если конфисковать без компенсации или конфисковать с минимальной компенсацией, это может разрушить репутацию страны и в перспективе может создать проблемы для китайских, индийских, арабских, африканских, южноамериканских, азиатских и всех прочих инвесторов, которые могли бы прийти в Германию. Поэтому Германия осторожнее действует и говорит, что будет надеяться, что американские санкции против «Роснефти» не затронут ее активы в Германии. «Лукойл» в этом плане пользуется тем, что отношение к нему все-таки несколько получше, ему все равно придется рано или поздно соглашаться с тем, чтобы свои активы продавать. Вопрос в том, по какой цене, чтобы это не происходило в условиях, когда компании просто выкручивают руки. Чем больше затягивается конфликт, тем больше вероятность того, что будут приниматься более резкие решения. Поэтому я бы на месте «Лукойла», если он не верит в скорое разрешение в принципе конфликта по поводу Украины, поторапливался договариваться о том, чтобы находить каких-то покупателей, идти на какие-то компромиссы, но разумные».

О зарубежных активах «Лукойла» говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

— «Лукойл» имеет достаточно большое присутствие в европейских странах, в собственности российской нефтяной компании находятся НПЗ в Болгарии и в Румынии, а также большая сеть автозаправок, особенно большая она на Балканском полуострове. В Болгарии нефтеперерабатывающий завод является крупнейшим на Балканском полуострове, это достаточно серьезный, качественный актив, который имеет важное значение для экономики Болгарии и всего Балканского полуострова. Поэтому факт, что Евросоюз хочет разорвать отношения с «Лукойлом», достаточно чувствительный для российской компании, но тут вопрос, как конкретно будет происходить отчуждение активов, это будет сделать не так просто, потому что возможно, что «Лукойл» не захочет расставаться с этими активами.

— Что значит не захочет? Тут же все-таки вопрос санкций или все-таки тут одного его нежелания может быть достаточно?

— Санкции были приняты, но вопрос также и в праве собственности на эти активы, поэтому отобрать их в соответствии с санкциями невозможно, право собственности гарантируется европейским законодательством, поэтому, скорее всего, будут какие-то запущенные юридические процедуры, как договориться с «Лукойлом» о выходе из этих активов.

— А что касается «Роснефти»?

— Понятно, что санкции вводятся не только против «Лукойла», но и против «Роснефти», но, в отличие от «Лукойла», у «Роснефти» не такое большое присутствие в недружественных странах. Есть определенные активы в Германии, но они и так уже находятся во временном управлении, поэтому для «Роснефти» вопрос тоже может стоять, но он не такой чувствительный, как в случае с «Лукойлом». У «Роснефти» есть НПЗ в Германии, который сейчас находится во временном управлении, которым фактически она не может распоряжаться, но это относительно небольшие активы в сравнении с бизнесом «Роснефти».

Венгерский премьер Виктор Орбан заявил, что Венгрия будет бороться за импорт российских энергоносителей на фоне принятого Евросоюзом решения о поэтапном отказе от импорта нефти и газа из России. По словам Орбана, страна намерена искать пути обхода запрета, несмотря на давление извне, потому что иначе суммы в счетах жителей Венгрии значительно увеличатся.

Первый этап отказа от российских энергоносителей вступит в силу с 1 января 2026 года. Для действующих контрактов предусмотрен переходный период в два года. С 2026 года страны ЕС будут обязаны подтверждать происхождение поставок перед ввозом. Комментирует директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей Белогорьев директор по исследованиям Института энергетики и финансов «Ограничения на трубопроводные поставки сейчас проводятся не через санкционный, а через торговый механизм, таким путем как раз пытаются обойти право вето Венгрии и Словакии. В принципе Венгрия должна соблюдать общие торговые ограничения, таможенные ограничения Евросоюза, но Евросоюз — это все-таки не единое государство, там есть какие-то лазейки, какая-то гибкость. Орбан, собственно, всю свою политическую карьеру построил на расширении границ национального суверенитета Венгрии в рамках ЕС, наверное, он может найти какие-то обходные пути в данном случае. Хотя, конечно, нарушение будет явным. Но максимум, чем это грозит, — это штрафные санкции со стороны ЕС, замораживание очередных траншей, но Орбан с этим уже сталкивался ранее. Сейчас, насколько я понимаю, для него ключевая задача — это выиграть выборы 2026 года, где у него достаточно шаткая позиция, поэтому можно сказать, что часть его предвыборной программы вполне логична и ожидаема. Действительно, он прав в том, что Венгрия много потеряет от прекращения поставок российских нефти и газа. Потеряет прежде всего то конкурентное преимущество, которое она получила в 2022 году, когда соседние страны отказались от поставок из России, а Венгрия, Словакия и, было время, еще Австрия их сохраняли. Венгрия продолжает получать ресурсы по более низким ценам, и это существенным образом обеспечивает конкурентоспособность венгерской промышленности. Все, что может предложить Еврокомиссия Венгрии и Словакии, — это выровнять условия, что они будут получать газ и нефть из соседних стран, в основном это будет транзит из Италии, Германии, может быть, из Греции, но это будут такие же цены, как в других странах ЕС, плюс еще транспортные издержки, которые увеличивают стоимость для потребителей. Поэтому Венгрия в любом случае многое потеряет».

Канцлер Германии рассчитывает на то, что США освободят немецкое подразделение «Роснефти» от санкций, так как экспроприированные заводы обеспечивают топливом некоторые аэропорты и АЗС Германии.

Фридрих Мерц намерен обсудить это с американцами, хотя до конца неясно, нужно ли вообще такое исключение, ведь, согласно санкциям, «Роснефть» должна владеть не менее 50% бизнеса.

Bloomberg пишет, что если США не выведут компанию из-под санкций, то, вероятнее всего, она потеряет своих ключевых клиентов. Нефтетрейдеры, банки и нефтяные компании уже пригрозили прекратить с ней сотрудничество. Тем не менее введение санкций в отношении России Фридрих Мерц поддержал. По его словам, это говорит о решимости Трампа оказать давление на Россию, чтобы та прекратила боевые действия.

CNN дает свой взгляд на то, как планы Трампа провести саммит в Будапеште обернулись санкциями против России. По мнению авторов, Трамп анонсировал саммит в Венгрии вскоре после телефонного разговора с Путиным, так как был убежден в достижении прогресса. Однако спустя всего несколько дней президент и высшее руководство постепенно осознали, что позиция Путина по поводу окончания конфликта существенно не изменилась с момента их последней встречи на Аляске.

По мнению Трампа, явными сигналами о том, что позиция Москвы осталась прежней, стали удары по Украине, территориальные требования к Киеву и отказ от немедленного прекращения огня. И вот после нескольких месяцев угроз Трамп ввел санкции. Сейчас неясно, будет ли эта позиция постоянной или временной. С момента возвращения в Белый дом Трамп неоднократно менял свой подход к российскому президенту, зачастую под влиянием телефонных разговоров с ним. При этом движение мировых цен на нефть станет для Трампа проверкой, насколько он готов противостоять потенциальным последствиям санкций для американских потребителей.

The Wall Street Journal пишет, что Трампу предложили три варианта санкций, прежде чем предпринять «самый решительный шаг против Владимира Путина». Жесткий план санкций включал ограничения против российской промышленности и высшего руководства России, средний вариант был направлен против российской энергетической отрасли, а третий, более мягкий вариант, включал лишь ограниченные санкции. Трамп выбрал средний вариант авторства министра финансов Скотта Бессента.

В основе решения США лежит значительное падение цен на нефть, пишет Financial Times. Международное энергетическое агентство прогнозирует рост избытка предложения нефти более чем на 3 млн баррелей в сутки с этого месяца до июня 2026 года. Это позволило Трампу изменить осторожный подход Вашингтона и ввести санкции против двух крупнейших российских производителей нефти. Прежде Трамп и бывший президент Джо Байден не хотели вводить прямые санкции против российских нефтяных компаний, опасаясь роста цен на энергоносители.

Санкции могут отпугнуть двух крупнейших покупателей российской нефти — Китай и Индию, считает журнал The Economist. Согласно ограничениям, любой банк, который содействует покупке нефти у «Лукойла» и «Роснефти» даже неамериканскими покупателями, рискует быть отрезанным от финансовой системы США.

Накануне несколько крупных нефтеперерабатывающих компаний из Китая и Индии уже заявили, что приостанавливают импорт российской нефти. Даже если меры США не приведут к масштабным отказам от российской нефти, они вызовут серьезные разногласия. Покупатели станут более осторожными. И, вероятно, будут вынуждены перестроить торговую логистику, чтобы развеять опасения своих клиентов. А с учетом санкций в отношении «теневого» танкерного флота это займет определенное время.