«Лукойл» продаст свои международные активы
На фоне санкций компания начала рассмотрение заявок потенциальных покупателей. При этом времени мало — США позволят «Роснефти» и «Лукойлу» проводить сделки только до 21 ноября. И деньги от продажи поступят на замороженные счета
Читать на полной версииОбновлено в 11:48
«Лукойл» объявил, что намерен продать свои международные активы на фоне западных санкций. Компания начала рассмотрение заявок потенциальных покупателей. Продажа активов осуществляется в соответствии с лицензией Управления по контролю за иностранными активами Минфина США на сворачивание деятельности. При необходимости «Лукойл» планирует подать заявку на продление лицензии для обеспечения бесперебойной работы своих зарубежных активов.
«Лукойл» владеет трейдером Litasco со штаб-квартирой в Женеве, НПЗ в Румынии и Болгарии, долей в НПЗ в Нидерландах и двумя тысячами зарубежных АЗС. После введения американских санкций власти Болгарии ввели специальный контроль за продажей активов «Лукойла», передав правительству и спецслужбам право проводить и блокировать возможную сделку. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Минфин США 22 октября ввел санкции против «Лукойла» и «Роснефти». Сделки с компаниями разрешены до 21 ноября, при этом средства должны переводиться на замороженные счета. В чем смысл продажи активов, если деньги останутся на этих счетах? Объясняет директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:
— На самом деле самые важные активы «Лукойла» находились все-таки в дружественных странах, и с этой точки зрения одним из лучших их активов была «Западная Курна — 2» в Ираке. Там не совсем получилось обойти санкции, потому что все-таки Ирак контролируется западной коалицией, но там, насколько можно судить, продажа была полуэффективной. В рамках того, что сейчас против «Лукойла» полноценные ввели санкции, нет вариантов, в которых он бы остался со своими активами, то есть он их будет продавать. Деньги он, кажется, получит, валюту ему дадут вывести, эта валюта окажется в Российской Федерации, что очень плохая новость для курса рубля и доллара с точки зрения того, что рубль будет укрепляться. Но здесь есть несколько неожиданных вопросов для нас, на которые мы не узнаем ответ в ближайшее время: это реальная цена продажи, и второе — насколько эти продажи будут в рынок или неким дружественным структурам, потому что у «Лукойла» все-таки дружественных структур даже в Европе осталось еще довольно много. Но вряд ли это станет предметом публичной дискуссии, потому что европейцам все еще есть что терять в Российской Федерации, поэтому акта экспроприации не будет, но и хорошей цены не может быть, потому что сейчас нефть, мягко говоря, не на максимумах, и, вообще, АЗС-инфраструктура в Европе переживает не лучшие времена.
— То есть деньги от продажи не зависнут на замороженных счетах?
— Нет, так или иначе компании дадут эти деньги забрать в Российскую Федерацию в виде валюты, как давали забрать в рамках больших сделок, когда нечто продавалось в Российской Федерации. Надо всего лишь провести расчеты до 21-го, но их можно провести и после, например, обменявшись на замороженные активы внутри России. «Лукойл» получит какое-то количество денег, сомнений нет, но вопрос: оно будет минимально адекватное или низкое? Боюсь, что оно будет не очень адекватное, даже не потому, что «Лукойл» пытаются как-то здесь ограбить, а потому, что конъюнктура не та. Какая в Российской Федерации практика: пожалуйста, иностранцы могут продавать, забирать деньги, но через профкомы, при условии того, что они платят налог в сторону Российской Федерации, при условии, что сделка идет за 50% от рынка. «Лукойл», очевидно, не перестанет добывать нефть, а если он ее не перестанет добывать, то эта нефть куда-то будет продаваться. Американское решение внести «Лукойл» в санкции кажется неожиданным, потому что оно очень непродуманное. Но европейцы «Лукойл» не включили SDN, потому что, кажется, проблему понимают. Как сейчас выглядит, что американцы включают «Лукойл» в SDN, вынуждают европейцев начать дергаться, а сами выдают своим же компаниям, которые продают нефть, индивидуальные разрешения на отношения с «Лукойлом». Поэтому все будет максимально непрозрачно, максимальное количество кулуарных переговоров. Единственное, это неплохая новость для рубля и плохая новость для акционеров «Лукойла».
Говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
— Это стандартная практика управления зарубежными активами США, всегда, когда вводятся блокирующие санкции, дается время на то, чтобы завершить операции по продаже активов, по завершению контрактов, по распоряжению акциями, в данном случае это месяц.
— Денег все равно они за это не получат, по крайней мере, сейчас?
— Это зависит от национальных правил, но в целом да, скорее всего, все заработанные деньги таким образом будут переведены на специальные счета и на них заморожены по аналогии с практикой, которая есть в России с 2022 года в отношении иностранных инвесторов, это во многом похожая история. Но здесь вопрос не в распоряжении деньгами, а в том, чтобы вывести из-под удара компании, которые сами находятся под риском попадания в тот же самый блокирующий лист США.
Британский премьер Кир Стармер заявил в интервью Bloomberg, что «санкции уже работают, российской экономике наносится значительный ущерб, и поэтому нужно продолжать оказывать экономическое давление на Москву». Стармер сообщил, что в воскресенье разговаривал с Трампом по телефону о необходимости надавить на Китай, чтобы тот прекратил закупки российской нефти.
По данным Bloomberg, индийские государственные нефтеперерабатывающие компании рассматривают возможность продолжения закупок российской нефти со скидкой, но обращаясь к небольшим поставщикам вместо таких энергетических гигантов, как «Роснефть» и «Лукойл».