Россиянки все чаще стали попадать в рабство в Мьянме
Редакция Бизнес ФМ связалась с вице-консулом генконсульства России в китайском Гуанчжоу Иваном Рымарем. Он рассказал об эвакуации россиянки, которую незаконно удерживали в преступном кол-центре в Мьянме. Эксперты говорят, что подобные ситуации перестали быть единичными
Читать на полной версииГенконсульство России в Гуанчжоу получило срочный запрос — письмо от посольства России в Мьянме с просьбой о содействии в эвакуации россиянки. На тот момент женщина находилась на территории мошеннического кол-центра на границе Мьянмы с Китаем. Из-за нестабильной обстановки в приграничных районах и постоянных боевых столкновений эвакуировать ее силами посольства в Мьянме напрямую было небезопасно. Было принято решение организовать эвакуацию через территорию Китая. К процессу также подключился МИД КНР. К моменту, когда дипломаты вышли на связь с женщиной, ее жизни уже практически ничего не угрожало.
О том, как россиянка оказалась в рабстве, рассказывает вице-консул генконсульства России в Гуаньчжоу Иван Рымарь:
Иван Рымарь вице-консул генконсульства России в Гуаньчжоу «Классический вариант: в Instagram [принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена] увидела объявление — высокий доход, легкая работа. Она откликнулась, ей обещали работу, по-моему, в Лаосе либо в Камбодже. Она, кстати, в Лаосе наткнулась на эту рекламу. Далее сказали: «Купим вам билет, недалеко надо будет отъехать». Потом насильно посадили в машину, затем в другую, какими-то окольными путями через леса, поля очень долго везли и в итоге незаконно ввезли на территорию Мьянмы. Это, конечно, не первый случай, когда российские граждане попадают в преступные, мошеннические кол-центры, но конкретно эта гражданка там находилась три месяца. Каким-то чудом ей удалось выйти на связь с нашим посольством. По-моему, она написала в один из мессенджеров, ей ответили буквально через неделю (хочу подчеркнуть, это очень короткий срок), и через неделю ее уже спасли. После этого ее поместили в миграционный центр на границе с Китаем — город Мусхэ, Шанская область. Мьянманские полицейские обеспечивали ее безопасность. Мы выдали свидетельство на возвращение, поскольку у нее не было паспорта, его украли. Далее мы сопровождали до Гуанчжоу, откуда она вылетела в Россию».
На вопрос о том, насколько распространены такие случаи, эксперты отмечают, что за последние три года подобные истории стали происходить чаще. Несколько месяцев назад была похожая история. Россиянка приехала в Бангкок по приглашению так называемого работодателя из телеграм-канала, надеясь стать моделью. Обманным путем ее привезли в соседнюю Мьянму, где она оказалась фактически в рабстве. Россиянку заставляли работать по 16 часов и участвовать в мошеннической схеме, выманивая деньги у мужчин с помощью онлайн-чата.
Такие преступные центры находятся на неподконтрольных правительству территориях — на юге и в центре Мьянмы безопасно. Да и в целом в ряде стран региона действует транснациональная преступная сеть, которая осуществляет вербовку иностранных граждан, в том числе россиян, под предлогом трудоустройства в Таиланде.
О масштабах проблемы с незаконным удержанием иностранцев комментирует младший научный сотрудник Института мировой экономики международных отношений РАН Иван Зайцев:
Иван Зайцев младший научный сотрудник Института мировой экономики международных отношений РАН «К сожалению, за прошедшие три-четыре года Мьянма превратилась в своеобразный хаб организованной преступности, организованной киберпреступности и такого рода мошеннических центров. Довольно большой процент людей, чей бизнес завязан на этой сфере как в самой Мьянме, так и в прилегающих странах Юго-Восточной Азии. Также из некоторых регионов Китая и с Тайваня массово приезжали в Мьянму для того, чтобы участвовать в такого рода аферах. Но дело в том, что ситуация добровольная, а ведь довольно распространенными были также случаи принудительного участия в такого рода организациях. Иностранцев-азиатов, представителей различных этнических меньшинств, которые проживают на территории современной границы Мьянмы и Китая, этнических тайцев, кхмеров можно увидеть принудительно работающими на территории этих центров. Что касается случая с россиянкой, здесь контекст, как мне кажется, весьма удивителен с учетом положительных отношений современного военно-политического руководства Мьянмы и России».
Но это происходит, и, вероятно, известно далеко не о всех подобных инцидентах.