Суд в Стамбуле спустя 21 год разбирательств присудил виллу на берегу Босфора наследникам дипломата царской России Николая Свечина. В передаче здания и участка России, Минфину Турции и Генеральному управлению вакфов в стране отказано, сообщила газета Sabah.

По данным издания, сотрудник посольства Российской империи Свечин в 1868 году приобрел у французской семьи виллу с участком в ныне элитном районе Тарабья. Дипломат скончался в 1903 году в Стамбуле и был похоронен в Ницце. В документах о смерти было указано, что он не оставил наследства.

После смерти Свечина здание арендовало российское посольство и использовало его в качестве гостевого дома. Статус виллы был четко установлен лишь к 1950 году, когда турецкие власти выдали документ о том, что вилла принадлежала ранее Свечину.

Министерство финансов и казначейства Турции в 2004 году подало иск с требованием передать государству виллу на основании документа о том, что Свечин не оставил наследства, в свою очередь Генеральное управление вакфов в Турции заявило о необходимости передачи здания ему, так как обнаружило документ о принадлежности здания вакфу турецкого султана Баязида. Российские власти, как утверждает газета, также заявили о праве на здание, так как Свечин в XIX веке оплатил покупку деньгами из госказны. Кроме того, о праве на недвижимость заявили проживающие во Франции наследники дипломата.

Стамбульский суд, изучив прецедентные решения Европейского суда по правам человека, Конституционного суда Турции и оценив мнения ученых, вынес вердикт на несколько сотен страниц.

«Суд отклонил требования минфина Турции и властей РФ [о передаче собственности в их владение], так как прошел десятилетний срок исковой давности. Требование Генерального управления вакфов также отклонено, так как доказано наличие наследников Свечина. Суд вынес постановление, согласно которому право владения зданием переходит наследникам дипломата — Аурелии Лекомт, Седрику Лекомт-Свечину и Жану-Ивану Свечину», — говорится в сообщении, перевод которого приводит РИА Новости.

В 2022 году стоимость здания оценивалась в 300 миллионов турецких лир (почти 17 миллионов долларов). Сейчас стоимость виллы вместе с участком на 10 гектаров оценивается в 1,5 миллиарда лир (более 35 миллионов долларов).