Продавцы маркетплейсов с помощью ИИ стали делать отзывы с фото на собственные товары. Отличить настоящий снимок от сделанного искусственным интеллектом все еще можно. Так, на распространившихся в Сети кадрах видны мелкие, свойственные нейросетям артефакты — плавающий в воздухе маникюр, нарушенные пропорции тела и другие мелочи. Но с первого взгляда распознать фейковых покупателей невозможно.

Раздел фотоотзывов на маркетплейсах часто контрастирует с идеальными изображениями на карточках товаров. Это и ценно — сразу можно понять, как вещь сидит на разных типах фигуры в реальной жизни.

Внедрение ИИ в онлайн-ретейл сильно затрудняет выбор одежды, считает москвичка Дарья, которая сталкивалась с такими фейковыми отзывами:

«Я довольно частый покупатель на Wildberries, и, наверное, отзывы — это единственный способ понять, как на самом деле выглядит тот или иной товар. И если теперь все это будет делать нейронка, то [это плохо]. Я видела какие-то примеры — это даже почти не отличишь. Если присмотреться, то, конечно, можно понять, что там где-то чуть более сглаженные линии, где-то слишком идеальное лицо, но есть пользователи, которым будет сильно сложнее даже просто рассмотреть эту картинку. Это вызывает у меня крайнее негодование, и я очень расстроена. Все это не для людей».

Сами селлеры смотрят на ситуацию иначе. Генерация рекламы при помощи нейросетей уже стала нормой. В этом были замечены (ссылка ведет на BBC, сайт заблокирован в РФ) даже бренды одежды премиум-сегмента. Что уж говорить о карточках товаров на маркетплейсах — там ИИ тоже вовсю используется. Распространение этой практики на фотоотзывы — явление закономерное, уверена продавец одежды и обуви на Wildberries Наталья:

— Селлеры, даже когда загружают карточки товара, через искусственный интеллект точно так же могут надеть этот товар на модель. Визуально человек не может это определить, если хорошо все сделано. Получается, и в отзыве у тебя будет, что просто красивая девушка купила у тебя эту вещь, молодая, модная. Фотокартинки, созданные искусственным интеллектом, хорошо работают, иначе бы их не ставили на главное фото.

— Но вы к этому не прибегаете?

— Пока еще не прибегаю. Сейчас посмотрю, потестирую, если будут хорошие показатели у такой фотографии, то, конечно, буду прибегать, как и остальные.

Никаких затрат — ни временных, ни финансовых — генерация такого контента не требует. Профильные телеграм-каналы предполагают, что для создания фейковых отзывов используется nanoBanana — новая ИИ-модель для генерации изображений от Google. Сотрудники Бизнес ФМ проверили ее в деле — нейросеть действительно смогла сгенерировать фото из примерочной любительского качества, неотличимое от реального, бесплатно и ровно за десять секунд.

Директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России и член Ассоциации юристов России Георгий Багирян уверен, что нейросети на маркетплейсах — новая реальность, с которой придется мириться:

Георгий Багирян директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России и член Ассоциации юристов России «То, что я вижу, для меня в новинку. Я как обычный покупатель, например, поверил бы, что эти фотографии действительно реальные, настоящие. Могу предположить, что этим пользуются недобросовестные продавцы, чтобы их накрученные на собственные же товары отзывы выглядели правдоподобнее, убедительнее для остальных. Маркетплейсам остается только одно — развивать свои внутренние системы, технологии. К примеру, есть отзывы категории «18+», где некоторые потребители могут выкладывать откровенные фотографии, например в нижнем белье, и система маркетплейсов настроена на то, чтобы подобный контент верифицировать и убирать. Видимо, придется сейчас задумываться над тем, чтобы еще и настроить системы таким образом, чтобы они могли верифицировать картинки, сгенерированные искусственным интеллектом».

В самом Wildberries утверждают, что платформа уже использует специальные алгоритмы распознавания сомнительных отзывов. При этом даже бесплатный детектор ИИ, через который прогнали разошедшиеся в Сети фейковые фотоотзывы, сказал, что они очевидно созданы нейросетью. Вероятность того, что фото реальны, всего 3%.