Mazda утратила право на обратный выкуп доли в российском предприятии
В 2022 году японская компания продала свою 50-процентную долю в совместном предприятии с «Соллерс» за символический 1 евро, сохранив право выкупа в течение трех лет. В октябре 2025 года срок опциона истек, и компания не воспользовалась возможностью вернуть актив
Читать на полной версииПервая зарубежная компания лишилась права выкупа своей доли в российском предприятии. Речь идет о японской Mazda, которая в 2022 году за 1 евро продала свою 50-процентную долю в совместном предприятии с группой «Соллерс». Речь идет о заводе во Владивостоке, где происходила сборка легковых автомобилей. Мощность предприятия составляла до 50 тысяч машин в год.
У Mazda было право обратного выкупа в течение трех лет, но она им не воспользовалась. Срок опциона истек в октябре, пишет Reuters. В «Соллерс» заявили, что никаких запросов или предложений от Mazda о выкупе доли не поступало. Там также отметили, что «в текущих условиях мы не видим в этом необходимости». Завод во Владивостоке был перезапущен в 2023 году — теперь предприятие выпускает автобусы под брендом «Соллерс».
О ситуации и бизнесе Mazda в России говорит гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова:
— Mazda, в отличие от других предприятий, оставалась и продолжала обслуживать свои автомобили. И сейчас через дилеров пытается продавать CX-5, CX-50. Единственное — они сейчас, наверное, не всегда конкурентоспособны, и в какой-то момент, может быть, спустя какое-то более длительное время, Mazda будет заходить, но уже в другом формате, а не так, как это было бы возможным с обратным выкупом.
— А нужно ли это Mazda?
— Учитывая ситуацию с продажами автомобилей, которая сейчас сложилась у нас на рынке, заходить при высокой конкуренции китайских автомобилей, наверное, не так интересно, плюс существует серый импорт. Наверное, в какой-то момент при текущих процентных ставках и курсах больших объемов продаж это не принесет. Компания «Мазда Мотор Рус», которая осталась в России, не закрыта, поскольку официально обслуживает автомобили, которые были проданы. Деньги, которые не позволили вывести из страны, размещаются в качестве депозитов, и деньги пока заморожены здесь. Так что по истечении какого-то времени Mazda будет думать, что делать с этим. Невыкуп опциона — это только плюс компании «Соллерс», которая получила 50% за 1 евро, и это позволило ей развиваться в 2023 году, запустить нормальным образом производство автобусов — это одна ситуация. А вторая ситуация — я думаю, Mazda взвешивает все варианты, которые для нее более оптимальны.
Полностью с российского рынка Mazda не уходила. В мае, как писал портал «Автоньюс», российское представительство Mazda — «Мазда Мотор Рус» — возобновило поставки в Россию некоторых моделей через своих партнеров.
Кроме того, Mazda сместила фокус — в конце 2023 года компания представила в России свой бренд автокомпонентов и аксессуаров под названием MZD. В мае 2025 года объявила о выпуске новой линейки моторных масел MZD на заводе в Калужской области.
Так вернется компания или нет? Рассуждает автоэксперт Артем Бобцов:
На схожих условиях с возможностью обратного выкупа свои доли в России буквально за доллар или евро продавали и другие концерны, например Renault и Mercedes-Benz. Но сроки все прописывали разные — в частности, французская и немецкая компании могут выкупить свой бизнес до 2029 года. А вот срок действия опциона Hyundai истекает в декабре 2025 года.