К распродаже 11.11 готовятся не только продавцы и покупатели, но и мошенники. Они рассылают в мессенджерах и по электронной почте письма с фейковыми розыгрышами и подарками, а также раздают рекламные листовки с поддельными QR-кодами.

Легендарные «Руки-загребуки», «Хватамба», «Распродабрь», Black November — зазывают своих покупателей. Но мошенники тоже «откликаются на зов». Одной из наиболее распространенных схем в период распродаж остаются телефонные звонки от аферистов, представляющихся курьерами маркетплейсов. Предлоги, чтобы подобраться к вашим данным, бывают разные — от запроса кода домофона до уточнения деталей заказа.

Также мошенники преуспели в создании поддельных интернет-магазинов. Теперь это не только ссылки на фишинговые сайты, но и QR-коды, которые можно получить на листовке или считать с рекламы, расклеенной по городу. Анонсируются колоссальные скидки на популярные товары, а сайт, на первый взгляд, идентичен оригинальному.

Говорит представитель объединенной компании Wildberries-Russ Дмитрий Борщевский:

Дмитрий Борщевский представитель объединенной компании Wildberries-Russ «Но при этом получить эти товары надо только при предварительной оплате через форму, когда собираются данные банковские карты. Вторая большая группа мошеннических действий — это ложные розыгрыши призов. Когда рассылаются имейлы, эсэмэски, в соцсетях пишут о том, что вы выиграли какой-то дорогой товар, крупную сумму кешбэка или просто крупную сумму от маркетплейса. Но чтобы получить эту прекрасную сумму, вы должны оплатить пошлину, внести гарантийный взнос или оплатить доставку. А для этого переходите по ссылке, вносите, да? И для подтверждения личности в худшем случае указываете коды из эсэмэски, а это уже дает доступ либо к вашим банковским счетам, либо к «Госуслугам». Очень важно, что все розыгрыши крупные маркетплейсы проводят только у себя — на официальных сайтах или в приложении».

В свою очередь, специалисты призывают россиян быть внимательными при выборе гаджетов на онлайн-площадках. Говорит эксперт по кибербезопасности проекта «Суди.РФ» Алексей Курочкин:

Алексей Курочкин эксперт по кибербезопасности проекта «Суди.РФ» «Продавцы на маркетплейсах показывают неполное наименование товара, то есть урезанное. И только когда вы зайдете внутрь карточки товара и посмотрите конкретно, что это за товар, и прочитаете полное название, там будет в конце в скобках — «восстановленный». И он не подлежит никакой гарантии. Я один раз попался на такой телефон. Причем разница была буквально 2 тысячи рублей, что, в принципе, нормально, то есть в диапазоне колебаний цен на телефоны. И он был проблемный, вернуть я его не смог — так он и валяется. Да, нужно внимательно открывать карточку товара, и там должно быть обязательно указание, восстановленная техника или нет. Эта хитрость имеет место. Я, на самом деле, возмущенно писал в маркетплейс, где купил, но, естественно, никакой правды я не добился».

Реально ли снижена цена на товары? Сами селлеры утверждают, что мошенничество с ценами на маркетплейсах во время распродаж сейчас минимизировано. Говорит крупный продавец на маркетплейсе, владелец фабрики по производству одежды с более чем миллиардным оборотом Лео Шевченко:

Лео Шевченко крупный продавец на маркетплейсе, владелец фабрики по производству одежды с более чем миллиардным оборотом «Сейчас сделать, как делали раньше в офлайне — поднять цену выше и продавать товары, а когда приходят дни распродаж, как будто бы снизить, но на самом деле продавать по такой же цене, — уже не получается, потому что маркетплейсы все отслеживают, и они вас просто не включат в состав акции, если вы не снизите цену от медианной цены — средней цены за последний месяц или за последние два месяца. Поэтому мошенничества с точки зрения того, что селлеры обманут покупателя, уже, в принципе, нет. Да, ты снижаешь свою цену, но за счет того, что продаешь больше, ты зарабатываешь, в принципе, те же деньги. Немножко меньше, но ты разменяешь свои продажи, разменяешь свои товары и освобождаешься от стока».

Однако эксперты настаивают, что воспринимать распродажи всерьез стоит только в случае запланированных покупок — когда человек заранее изучил цены и может объективно оценить реальность скидки.