Обновлено в 16:45

Запрет нанимать мигрантов водителями такси в Санкт-Петербурге заработал с 8 ноября. Речь о тех, кто работает по патенту и приехал из безвизовых стран, — Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Украины.

У компаний было три месяца на то, чтобы скорректировать количество иностранных работников. О первых результатах пишет «Фонтанка»: по наблюдениям издания, в первый же день работы ограничений рост цен на поездки составил 3-30%. Некоторые пользователи «Яндекс Такси» при попытке заказать машину видели сообщение: «Водителей на линии не хватает».

Дефицит водителей и рост цен действительно есть, подтверждает директор по развитию компании «Петербургское такси 068» Андрей Белов:

— Да, есть такое. Это было бы странно, если бы исчезли с линии тысяча водителей, и это прошло бы незаметно.

— У вас сколько человек ушло?

— У нас нисколько не ушло, потому что мы никогда не работали с мигрантами.

— Каким-то образом на ценовой политике дефицит такси за прошедшие два дня сказался?

— Естественно, стоимость поездки выросла. «Яндекс» продекларировал, что будет поднимать на 12%, на самом деле это порядка 15-20%, и это однозначно не последнее повышение.

— А время ожидания?

— В время ожидания, естественно, увеличивается, потому что чем меньше машин на линии, тем больше время ожидания.

— Может быть, тогда у вас есть амбиции по расширению бизнеса? Если откуда-то убыло, то где-то должно прибыть.

— Нет, амбиций по расширению бизнеса быть не может. Только сегодня утром нам комитет по транспорту разослал уведомления, напоминание о локализации, в котором черным по белому написано, что мы должны перейти на машины отечественного производства. Поэтому ни о каком расширении бизнеса в данном случае речь не идет: тот список локализации, который опубликован Минпромторгом, приведет, наоборот, к сокращению количества таксомоторных организаций, потому что многие директора не видят себя в дальнейшем в этом бизнесе, потому что не хотят работать на отечественных машинах. Если китайский автопром может год-полтора ездить без всякого ремонта, только плановая замена масла и колодок, то у отечественного автомобиля в первые же месяц-два выходят из строя гидроусилитель руля, коробка, двигатель и так далее, и так далее. Эта машина встает на недели к забору, мы теряем сотни тысяч рублей на ремонт, и это прямой убыток.

Как поясняли в Смольном, запрет введен для борьбы с теневым трудоустройством, для повышения безопасности услуг, а также для того, чтобы обеспечить возможность трудоустройства студентам. В городском комитете по труду и занятости подсчитали, что ограничения затронут около четырех тысяч человек.

Впрочем, это небольшое количество, считает руководитель Центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус:

— Специально поспрашивал петербуржских коллег, никаких отличий от обычных дней не видно. Дело в том, что сейчас «Яндекс» еще дополнительно перешел на новую систему мотивации водителей, коллеги говорят, что относится к этому. А что касается потребителей, то наткнулся на такую жалобу, что такси стало мало, поэтому смотрите: целых шесть минут приходится ждать. Это вместо пяти, что ли? Бывают моменты такие, что в определенном месте где-то возникает дефицит.

— Те люди, которые высвободились, они куда-то делись? Прогноз был четыре тысячи человек.

— Это капля для такого мегаполиса, как Петербург, в котором под 100 тысяч водителей такси.

В «Яндекс Такси» прогнозировали, что количество таксистов в Петербурге сократится на 12%, а в других сервисах отмечали, что мигранты давно перешли в различные службы доставки. Впрочем, через две недели — с 22 ноября — им будет запрещено работать и в этой сфере. Какие варианты остаются у таксистов, которых коснулись ограничения, рассуждает генеральный директор компании «Капитал кадры» Екатерина Сталюкова:

Екатерина Сталюкова генеральный директор компании «Капитал кадры» «Мигранты, которые работали в этой сфере, должны иметь патенты водителя автомобиля. А теперь они должны либо переделать свой патент на какую-то другую должность, чтобы работать в другой сфере, либо должны искать работу, где этот патент подойдет. Это могут быть какие-то доставки каких-то магазинов, но здесь опять-таки упирается в то, каким автомобилем дают управлять их водительские права. Курьерам запрещено, но там же по определенным ОКВЭДам. То есть если, например, пиццерия, у нее ОКВЭДы соответствующие, да, что связаны с общепитом, у них есть какие-то свои доставщики. Я думаю, предполагаю, что они могут туда пойти».

О своих наблюдениях рассказывает шеф-редактор Бизнес ФМ в Петербурге Максим Морозов:

Максим Морозов шеф-редактор Бизнес ФМ в Петербурге «Допустим, сегодняшняя поездка на такси комфорт-класса из одного исторического района в другой стоила примерно тысячу рублей. Хотя в пути мы были 30 минут, это было утро, повышенный спрос, но все равно показалось дороже, чем обычно. Некоторые участники рынка предупреждали о росте тарифов в связи с ограничениями на работу мигрантов от 15% до 20%, были аналитики, которые предупреждали о росте в 30%, правда, к 2027 году, но тем не менее рост чувствуется. В целом сейчас дефицита машин не наблюдается, то есть они приезжают примерно так же быстро, как и ранее. Важно подчеркнуть, что ограничения не распространяются на выходцев из целого ряда стран, я имею ввиду ЕАЭС, то есть в такси в Петербурге по-прежнему могут работать, например, выходцы из Киргизии, Казахстана или Белоруссии. Бывают и неожиданные случаи, некоторое время назад я ехал в такси, где водителем был выходец из Индии, плоховато разговаривал по-русски, поэтому мы общались по-английски. Ну вот, даже такое бывает».

Увеличилось ли количество заказов у тех водителей, кого ограничения не затронули, рассказал таксист и блогер Денис ExtraSPB:

Денис ExtraSPB таксист и блогер «Возросло ли количество предлагаемых заказов? На самом деле нет, осталась просто проблема для пассажиров, потому что они, допустим, теперь ждут не две минуты машину, a пять минут. Некоторым пассажирам это не нравится. Стали ли заказы дороже для водителей либо для пассажиров, либо стал водитель больше зарабатывать? На самом деле нет, «Яндекс» никак не изменил цену. Как это в целом вообще отразится на такси? Да особо никак. Кто-то уходит из такси. В принципе, у нас сейчас многие уходят из такси, потому что очень много реестров, очень много проверок нужно пройти, чтобы просто выйти на линию. Но по факту все эти проверки, все эти путевые листы — это просто закон, который исполняется криво. Чтобы исполнять закон самый о такси, не хватает инфраструктуры, и даже в таком большом городе, как Санкт-Петербург».

Как делятся с Бизнес ФМ жители Петербурга, по их наблюдениям, мигрантов-водителей стало заметно меньше. Однако запрет не распространяется на приезжих из ЕАЭС, куда входят Киргизия, Казахстан, Армения и Белоруссия.