Россия и Индия подтвердили созвучность позиций по ключевым глобальным и региональным проблемам
Об этом заявил Владимир Путин по итогам переговоров. Президент России заверил, что Москва готова и далее обеспечивать бесперебойную поставку топлива в Индию. А товарооборот страны могут поднять до 100 млрд долларов
Читать на полной версииВ Нью-Дели прошли переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди. Встреча продолжалась более двух часов, после они вышли к прессе и подвели итоги. Путин сообщил, что встреча прошла успешно и подписан солидный пакет соглашений, Россия и Индия будут расширять экономическую кооперацию.
Россия готова обеспечивать бесперебойные поставки топлива для быстрорастущей экономики Индии, отметил он. По его словам, объем торговли в этом году останется на прошлогоднем уровне — около 65 млрд долларов, но страны в перспективе могут довести его до отметки в 100 млрд. Доля расчетов в нацвалютах составляет уже 96%.
Индийский премьер Нарендра Моди заявил, что Москва и Нью-Дели работают над соглашением о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индией и 30-дневным безвизовым режимом для туристических групп двух стран. Моди отметил, что отношения России и Индии выдерживают испытание временем, в их основе лежат взаимоуважение и доверие. По его словам, Индия в вопросе украинского урегулирования выступает за долгосрочный мир. Итоги встречи Бизнес ФМ обсудила с политологом, автором телеграм-канала «Бовт знает» Георгием Бовтом:
— По общему тону заявлений лидеров, Моди указал, что в будущем наша дружба даст нам силу бороться с глобальными проблемами и вызовами. Что это может значить, что можно сказать об успешности переговоров?
— Общий тон остается максимально благожелательным. Если есть спорные вопросы, а они есть в отношениях двух стран, то лидеры благоразумно не стали их выносить на публику, предпочитая решать в рабочем порядке. Он говорит о том, что есть намерение продолжать сотрудничество и развивать его, преодолевать в том числе давление со стороны США на Индию, которым не нравятся отношения с Россией, которые наказывают Индию за это повышенными тарифами. Тем не менее Индия не хочет ссориться с США, с одной стороны, с другой стороны, и с Россией намерена продолжать отношения. Тем более что они ведут свою историю еще с советских времен, когда Советский Союз был едва ли не главным союзником Индии.
— Путин сказал, что Россия готова обеспечивать бесперебойные поставки топлива для быстрорастущей экономики. Это о чем может говорить? Может быть, между Москвой и Нью-Дели есть негласные договоренности, несмотря на давление со стороны Вашингтона?
— Эти негласные договоренности могут быть, но они на то и негласные, что мы о них не знаем. Индия не может не учитывать давление со стороны США, и статистика за ноябрь показывает, что закупки российской нефти сократились примерно на две трети. Это не значит, что они упадут на две трети дальше, это значит, что будет поиск новых логистических путей, новых поставщиков и так далее. Санкции ведь пока затронули только «Роснефть» и «Лукойл», поэтому теоретически Индия может компенсировать потери за счет закупки нефти у других поставщиков, которых санкции не затронули. Но через посредников путем перегрузки нефти в море и так далее. Там есть много разных вариантов, я думаю, что они сейчас изучаются, поскольку скидки, которые дают российские экспортеры, привлекательные для индийских импортеров. Говорить о том, что Индия будет наращивать импорт российской нефти, наверное, все-таки не стоит, вряд ли вырастут в таких условиях.
— При этом, опять же, Путин говорит, что товарооборот можно повысить до 100 млрд. За счет чего?
— За счет прежде всего наращивания индийского экспорта в Россию. Сейчас огромный дисбаланс торговли, из этих 65 млрд долларов, про которые упоминал Путин, Индия поставляет продуктов в Россию менее чем на 5 млрд долларов, а это весьма ограниченная номенклатура. Сказывается проблема с платежами, с этими неконвертируемыми рупиями, с тем, что не все товары, скажем, индусы могут и хотят поставлять и не все товары российские импортеры хотят закупать.
— Что касается вопроса Украины. Судя по всему, он обсуждался, но, вероятно, был на периферии переговоров.
— Индия не является основным контрагентом России в переговорах по Украине, поэтому это все ограничивается пожеланиями, чтобы поскорее все это кончилось, я имею в виду с индийской стороны. Основной переговорщик — это США, и все вопросы будут решаться там, индийцы в данном случае мало что могут сделать.
— Как этот визит и его итоги в целом будут оцениваться в мире?
— Конечно, к нему привлечено большое внимание, Индия — крупный международный игрок. Более того, она демонстрирует весьма и весьма самостоятельную политику по отношению к США, поэтому там с ревностью следят за этим визитом, особенно в свете обсуждений военных поставок российских Индии. США давно хотели вытеснить Россию с индийского рынка вооружений и давно пытаются это сделать, поэтому это вызывает особенно большой интерес. В целом эта тройка — Путин, Моди и Си Цзиньпин — она всегда привлекает внимание мировой прессы и мировых политиков.
Путин и Моди приняли совместное заявление, документ состоит из 70 пунктов. В нем сказано, что российско-индийские связи остаются устойчивыми к внешнему давлению.
Российская туристическая отрасль уже прогнозирует, каким будет эффект при введении 30-дневного безвизового режима для поездок тургрупп в Индию. Туроператоры прогнозируют рост спроса на Индию на 20-30%.