Поврежденная на Байконуре стартовая платформа поставила на долгую паузу пилотируемые запуски космических ракет для России. На ремонт поврежденной стартовой платформы на Байконуре уйдут месяцы, если не годы, рассказали RTVI неназванные источники в космической отрасли. «Роскосмос» ранее отменил ближайший пуск к МКС ракеты «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» на неопределенное время. Он планировался 21 декабря.

Сломалась стартовая платформа на Байконуре, значит, невозможны пилотируемые запуски для России. Пока «Роскосмос» молча оценивает масштабы повреждений и сроки ремонта, отрасль бурлит, переваривая случившееся неделю назад.

Когда кабина для обслуживания ракеты буквально рухнула на 20 метров вниз после запуска, потому что ее просто не убрали перед стартом. Всегда убирали, а в этот раз ее почему-то не стали, и вот результат. Теперь на паузе доставка к МКС важных грузов, в том числе провизии для космонавтов, и вообще запуск в космос человека.

Одни эксперты называют это национальным позором, другие — проблемой. Но случай не рядовой, и решаться проблема будет долго, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики «Это большая конструкция, более 20 метров в диаметре, тяжелая, и ремонт ее тоже сложен. Дали поручение закончить ремонт к 12 апреля. Перевозка такой же платформы с других стартов, с Плесецка удобнее всего, осложнена просто из-за размеров. Ее нужно разобрать и уже по частям тогда доставлять на Байконур по железной дороге. Скорее всего, будет ремонт данной платформы, которая упала, с возможностью снятия каких-то частей с Плесецка и доставки их на место. Но срок до 12 апреля, если работать быстро — впрочем, «Роскосмос» не умеет так, но, может быть, ввиду чрезвычайных обстоятельств сможет, — реальный. В космосе это, наверное, первая авария такого рода конкретно. Но вообще в технике такие вещи случаются, и, в общем-то, известна методика устранения этих аварий. Даже если к 12 апреля они закончат ремонт, там ведь еще целые процедуры пойдут с сертификацией, документацией, с дополнительными испытаниями».

В СМИ сливаются и самые негативные прогнозы от неназванных представителей космической отрасли о том, что апрель — это нереально для «Роскосмоса», и на устранение проблемы уйдут годы. Но годы без пилотируемых полетов, без возможности осуществлять доставку необходимых грузов на МКС для космической державы — это слишком.

Самое обидное, что Россия оказалась в ситуации, когда необходимо просить помощи у США, говорит эксперт космической отрасли, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:

Вадим Лукашевич эксперт космической отрасли, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «В истории отечественной космонавтики такого не было. У нас просто нет больше космодромов и стартовых комплексов, на которых можно осуществлять пилотируемые запуски. Россия оказалась в ситуации, когда там, где тонко, рвется, и порвалось все. Быстрых решений или легких сейчас не предвидится. Космонавтика, в первую очередь пилотируемая, давно не является приоритетом для России. Когда космонавтика стала для страны чемоданом без ручки, вроде как и нести незачем, и бросить тяжело, то, в общем-то, было остаточное финансирование, остаточный какой-то интерес. И вот оно произошло. Я уверен, что сейчас «Роскосмос» ведет интенсивные консультации с американцами, чтобы пересмотреть программу, чтобы доставка в рамках программы МКС российских космонавтов могла осуществляться американскими средствами. Международная космическая станция, несмотря на то, что там есть американский сегмент и российский, без российских космонавтов на борту эксплуатироваться не может. Поэтому, если там нет россиян, то там, в общем-то, нет никого. Партнеры сейчас тоже заинтересованы в том, чтобы помочь России. Это ирония, конечно, истории, когда страна Гагарина сейчас будет умолять партнеров хоть как-то нам помочь».

По словам экспертов отрасли, другие стартовые площадки России пока не способны заменить Байконур. Там совсем еще недавно была вторая, которая могла продублировать поврежденную, но она износилась, а денег на ремонт не нашлось. Ее уже передали Казахстану в музей. По сути, авария привела к пересмотру всей космической программы страны.