Для селлеров из Китая на российских маркетплейсах действуют пониженные комиссии, а требований по обязательной маркировке товара к ним не предъявляют. На это пожаловалась АУРЭК — Ассоциация участников рынка электронной торговли, в которую в том числе входят селлеры маркетплейсов.

Она направила обращения самим электронным платформам, Минпромторгу, ФАС, а также таможенной службе и Евразийской экономической комиссии, пишут «Ведомости». Авторы жалуются на недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных продавцов и просят ужесточить для них условия работы.

Бизнес ФМ уже рассказывала о легальной схеме, когда китайцы отправляют в Россию целые контейнеры с товарами, заказанными на маркетплейсах, при этом не платя почти никаких налогов и пошлин. В результате товар, купленный у китайца, оказывается намного дешевле, чем тот же товар у российского продавца.

Об этом аспекте говорит и основатель компании «Петренко & Партнеры e-com», сопредседатель по стратегическому развитию АУРЭК Сергей Петренко:

Сергей Петренко основатель компании «Петренко & Партнеры e-com», сопредседатель по стратегическому развитию АУРЭК «Трансграничная торговля, под которую сейчас попадают все товары китайского, индийского или турецкого происхождения, у нас проходят как посылка. Не как закупка товара, а именно как посылка. Соответственно, до определенного порога она не облагается никакими пошлинами и налогами. Большой объем дешевых китайских товаров у нас размещен на площадках и на Ozon, и на Wildberries, и на «Яндекс Маркете» — то есть это товары беспошлинного оборота. Единственное, почему они не захлестнули массово наш рынок, так это длительный срок доставки. Люди все-таки в России привыкли, что товар едет быстро. В том же самом Китае со стороны китайского правительства идет субсидирование селлеров и продавцов, которые торгуют за пределами Китая. У них сниженная налоговая база, то есть они могут предложить более низкую цену для конечного потребителя на нашем рынке. За счет того, что они не платят налоги у нас в стране, а платят налоги там, цена оказывается ниже».

Другая проблема заключается в том, что иностранные конкуренты массово копируют карточки товаров российских продавцов. Ассоциация участников рынка электронной торговли предложила, чтобы маркетплейсы ввели систему обязательных депозитов для иностранных магазинов, чтобы при выявлении нарушений это позволило автоматически перечислять компенсацию пострадавшему продавцу. О том, какой ущерб наносят такие копирования, рассказал основатель и директор компаний производителя интим-товаров Lovemachines.ru Сергей Иванов:

Сергей Иванов основатель и директор компаний производителя интим-товаров Lovemachines.ru «Для нас первая проблема, которую мы видим каждый день, в том, что китайские продавцы копируют все наши карточки, весь наш контент, не имея при этом нашего товара, продают что-то другое и обманывают клиентов. Слышал, что китайские продавцы каким-то образом собирают огромное количество заказов под видом заказов от частных лиц, и потом это все большими партиями в Россию завозят не как коммерческие партии, как заказы физических лиц. Таким образом избегают таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин. И следующая проблема, которую мы видим, — это создание видимости конкуренции на рынке. Они ставят цену зачастую меньше, чем у нас, и клиент, который хочет купить наш товар, брендовый товар Love Machine, видит множество карточек с таким же товаром, но только у китайских карточек нет никаких отзывов положительных, либо вообще нет, либо отрицательные стоят, но цена сильно ниже. И клиенты не понимают и пишут: давайте я куплю у вас, у производителя, но по той же цене, по которой карточка. Мы ему объясняем, что эта карточка фейковая, это мошенники, китайцы просто скопировали, продают, получат от вас деньги, пришлют вам что-то совсем другое. Но, к сожалению, не все клиенты на это правильно реагируют и в погоне за экономией, за дешевым товаром пытаются заказывать. Потом кто-то нам пишет, что да, меня обманули, прислали совсем не то. А кто-то, к сожалению, думая, что это наши тоже карточки, что это наши партнеры продают товар, заказывает там якобы наш товар, получает не то и с претензией потом обращается к нам, грозится нам судом, какими-то разбирательствами на площадке, арбитражем на самом маркетплейсе, требует вернуть деньги».

В письме ассоциация указывает, что Wildberries предлагает китайским магазинам комиссию в размере 11% от суммы продажи, Ozon — 14%. Площадка в ноябре дополнительно предоставляла 50-процентные скидки на комиссию для китайских продавцов, при этом комиссии для российских продавцов ассоциация оценивает примерно в 44% и 40% соответственно.

В WB заявили, что условия сотрудничества в разных странах «разработаны с учетом особенностей поставок из этих стран в Россию», а выход на зарубежные рынки требует инвестиций в привлечение новых партнеров и расширение ассортимента. Зарубежная логистика дороже и медленнее, подчеркнули в маркетплейсе.