Дистанционное отключение машины такси спровоцировало еще одно ДТП
Водителю, который ехал с пассажиром по Кутузовскому проспекту в Москве, заглушили автомобиль прямо во время движения. Через несколько минут в седан Chery въехал Mercedes. Пассажирка получила травмы, но обошлось без госпитализации. И это не единственный случай дистанционной блокировки такси в движении
Читать на полной версииОбновлено 11.12 в 14:30
Бизнес ФМ уже рассказывала о том, как в Москве при съезде на Киевское шоссе таксопарк внезапно дистанционно заглушил автомобиль, который в этот момент вез пассажиров. Тогда обошлось без аварий и травм. Машина ехала медленно. На этот раз московской студентке повезло меньше. Chery Arrizo вез ее по крайней левой полосе Кутузовского проспекта (а там меньше 60 километров в час ехать невозможно). И вдруг машина просто отключилась. По инерции автомобиль успел сместиться на одну полосу, после чего остановился окончательно прямо посреди оживленной трассы. Рассказывает отец студентки Юрий:
— Дочь спрашивает у водителя: что случилось? Он говорит: отключили. Он звонит: «Вы меня отключили, на центре дороги я стою. Включите, я съеду на обочину». Получил отказ, и буквально проходит пять минут — врезается на Mercedes мужик. Mercedes новый. У дочери голова откинулась назад, шея болит, получила небольшое сотрясение, а мы на связи с ней. Она как только позвонила, сообщила, что заблокировали, мы сразу поехали за ней, чтобы ее забрать оттуда.
— В момент ДТП вы с дочерью говорили по телефону?
— Все это время были на связи с ней, да, не бросала трубку, этот удар услышали, и она телефон уронила. Через некоторое время подъехала ДПС, сотрудник ее вывел и перевел через дорогу на тротуар. На тротуаре сидела, ждала нас. Мы подъехали, забрали ее и уехали.
По словам Юрия, только после приезда сотрудников ГАИ таксопарк разблокировал автомобиль, и битые машины отъехали к обочине оформляться. Причины блокировки машины на ходу Юрию никто так и не объяснил.
В предыдущем случае, на Киевке, водитель прямо на месте выяснил, что машину ему дистанционно заблокировали из-за того, что на этом авто висел долг перед таксопарком от другого таксиста, который ездит на этой же машине. Но ни в самом таксопарке, ни в «Яндекс Go» четко так и не ответили на вопрос, кто конкретно и почему остановил машину на ходу. Агрегатор просто прислал пассажиру компенсацию баллами на следующую поездку, рассказал слушатель Бизнес ФМ Михаил, чья семья оказалась в заглохшей на ходу машине при съезде на Киевском шоссе:
«Мне деньги не нужны за эту поездку. Я запрашивал информацию о том, каким образом это возможно, какой порядок остановки, какой порядок вообще взаимодействия таксопарка, таксиста и «Яндекса», почему вообще такое возможно. Ответов на вопросы нет. Кто заблокировал? Что это за такой мифический таксопарк? Кто собственник машины? Видимо, придется в прокуратуру обращаться».
В новом случае с Юрием все то же самое — компенсация без конкретных ответов. Бизнес ФМ в пресс-службе «Яндекса» заявили, что у сервиса «Яндекс Go» нет функции дистанционного отключения автомобиля. А вот таксопарк как владелец машины может установить на нее оборудование, которое способно заглушить авто удаленно. Однако так делать можно только тогда, когда машина стоит. Там же добавили, что в случае подтверждения данных о дистанционной блокировке автомобиля во время движения, эту машину отключают от сервиса и проводят полную проверку партнера.
Таксисты, опрошенные Бизнес ФМ, ранее говорили, что специально на ходу машины никто не блокирует, но из-за сбоев в навигации и связи сигнал может поступать некорректно. Таксопарк видит, что машина стоит, а она на самом деле едет. Результат — внезапная блокировка в движении. Но, по словам автоюриста Сергея Радько, блокирует машину точно не агрегатор и, скорее всего, даже не таксопарк:
Сергей Радько автоюрист «Большинство таксистов работают по очень простой схеме: они берут машину в аренду у компаний, которые можно назвать таксопарками условно, а эти таксопарки берут машины в лизинг у нескольких крупных лизинговых компаний, которые существуют при банках в основном. Блокировка есть, конечно, только у лизингодателя, то есть собственника машины. Ставят ли таксопарки дополнительную блокировку, этого не знает никто. Возможно, ставят. Возможно, нет. Но то, что лизингодатели в целом свои машины этим обеспечивают, это есть».
По словам юриста, самый простой и быстрый способ размотать этот клубок и найти того, кто нажал на кнопку, — обратиться в Следственный комитет. После чего можно открыто ставить вопрос о законности работы самой системы дистанционной блокировки в текущих условиях.