Как заявил Бизнес ФМ операционный директор фулфилмента Reful Тимур Уринбаев, в прошлом году у селлеров, которые работают с его компанией, доля возвратов искусственных елок составила от 15% до 30%. Убыток одного из партнеров достиг 1,5 млн рублей. И в этом году они решили вообще не продавать эти товары после 16 декабря, рассказывает Тимур Уринбаев:

Тимур Уринбаев операционный директор фулфилмента Reful «Если говорить о крупных продавцах, у них потери очень большие. По прошлому году мы фиксировали у отдельных продавцов до 20% возвратов проданных изделий после 16 декабря. В частности, с нами работают три достаточно крупных продавца, у них оборот за декабрь — 10-15 тысяч елок. 20% для них — это очень много. И было принято решение. В прошлом году не все последовали этой тенденции, в этом году уже абсолютно все — после 16 декабря закрывают продажи на маркетплейсах именно из-за этих 14 дней на возврат».

Но неужели возвраты нивелируют заработок в пиковый сезон продаж? Селлеры говорят, что да. Если искусственную елку не продать до 1 января или потом получить возврат, она генерирует огромный убыток. Помимо затрат на логистику, елку нужно где-то хранить следующие 11 месяцев или утилизировать.

Но проблема возвратов касается не только елок. Карнавальные костюмы, вещи для корпоративов, гирлянды, елочные игрушки — все это россияне покупают, а потом очень часто пытаются сдать после использования. Селлер Леонид продает на Ozon гирлянды. В его случае — уличные, и их не то чтобы не сдают, их вообще чаще всего не снимают с веранд и крыш. Но о проблемах коллег Леонид наслышан. Многие останавливают продажи даже не 16 декабря, а уже 10-го.

«Из всех продаж не то что 30%, а 50%, скорее всего, вернется, а с учетом очень дорогой логистики получается, что один возврат нивелирует три продажи. Соответственно, если тебе вернули 50% товара, ты ушел в минус на 30% от всех 100% проданных товаров. То есть это будет работа в минус».

Кроме остановки продаж с учетом сроков возврата, никакие инструменты не работают, отмечает основатель Клуба партнеров на маркетплейсах Илья Бухарин:

Илья Бухарин основатель Клуба партнеров на маркетплейсах «Что касается специальных бирок, наклеек, клейм, пломб, всевозможных способов защиты против возврата ношеных вещей, это абсолютно не защищает. Мы неоднократно проводили беседы, тесты. В своем сообществе продавцов испытывали разные способы защиты от возвратов: различные наклейки, маркировки. Все это работает исключительно на потребительском страхе, но не защищает от некачественных возвратов и подмен. При возврате маркетплейсы не проверяют пломбы и бирки. У них нет никаких инструкций по этому поводу. Они просто бегло сверяют содержимое с заявкой и принимают возврат».

Впрочем, по словам Ильи Бухарина, какой-то критичной волны остановок продаж новогодних товаров на маркетплейсах в его клубе в этом году не замечают. Приятная новость для покупателей: те же самые искусственные елки, которые некоторые селлеры сняли с продаж на маркетплейсах, они же с большими скидками в последние две недели перед Новым годом продают в офлайн-рознице.