Минпромторг предложил маркировать товары для косметологии и пластической хирургии
Речь идет о филлерах, нитях и другой продукции, которая используется в этом бизнесе. Ожидать ли роста нагрузки на отрасль косметологии и пластической хирургии? И не приведет ли мера к дефициту товаров?
Читать на полной версииМинпромторг прошелся по широкому кругу товаров медицинского назначения: маркировать предлагается, в частности, шприцы, маски и другие изделия, в том числе средства барьерной контрацепции. Среди перечисленного ведомством самыми ожидаемыми оказались товары, которые используют косметологи и пластические хирурги в работе.
Опрошенные Бизнес ФМ участники рынка говорят, что на рынке появилось огромное количество контрафактных имплантов, косметологических нитей, филлеров. Это последствие ухода с российского рынка европейских и американских производителей этих товаров. В 2022 году они отказались работать с российскими заказчиками. При этом импортные товары стали активно подделывать. Причем отличить контрафакт от реального французского или американского препарата не может иной раз даже специалист. Тем самым под угрозой оказались здоровье клиентов и репутация клиник косметологии и пластической хирургии.
Маркировка хотя и увеличит нагрузку на отрасль, но решит гораздо более острую проблему, рассказывает доктор медицинских наук, профессор, главный врач клиники пластической хирургии Art Plastic Тигран Алексанян:
Тигран Алексанян доктор медицинских наук, профессор, главный врач клиники пластической хирургии Art Plastic «То, что творится на рынке, особенно после того как пошли санкции, — начали под видом хороших брендов привозить какие-то фальшивые варианты из Турции, Индии и так далее. Даже были нити, которые мы сами купили, мы их использовали, и они не так себя вели, как обычно нити, которые мы покупали в оригинале, например Johnson & Johnson. Мы пришли к выводу, что, видимо, они были фальшивые, но в абсолютно тех же пачках. Если маркировку введут, будет меньше вероятности попасться на продукцию, которая может привести к страданиям пациента».
По словам пластического хирурга, на цене услуги маркировка вряд ли скажется, она вырастет из-за других факторов — растущего доллара и повышения НДС. Кроме того, маркировка уже опробована на том же ботоксе. Это не новая для отрасли мера, и бизнес адаптируется к ней легче, чем можно ожидать, считает гендиректор клиники эстетической медицины New Way Clinic Ксения Афонина:
Ксения Афонина гендиректор клиники эстетической медицины New Way Clinic «С одной стороны, это дополнительная нагрузка, но здесь эта нагрузка оправданна. В нашей отрасли огромное количество филлеров, которые могут быть не зарегистрированы, могут быть опасны для потребителей. И есть у нас такая «серая» зона, как врачи-надомники, которые могут не иметь медицинского образования, они покупают эти филлеры как на маркетплейсах, так и через каких-то посредников. Когда законодательно закрепится, что этот филлер может отпускаться только медицинской организации, все будет проходить через «Честный знак». Прозрачность процессов в разы увеличится. Я не могу сказать, что мы сможем побороть «серую» зону косметологии, но станет намного лучше. У нас уже система отработана с ботулотоксином: у лицензированных организаций ботулотоксин был введен через «Честный знак». Поставщики отправляют нам, мы регистрируем, делаем выбытие. У меня в организации есть специально обученный человек, который это делает. Мы платим за систему, мы к этому готовы. Динамика положительная, поддельного бутолотоксина в России очень мало».
В целом представители бизнеса считают, что затраты на маркировку не идут ни в какое сравнение с потерями от приобретения поддельных медицинских изделий. Одно проигранное судебное разбирательство с недовольной клиенткой может уничтожить сеть клиники косметологии.