The Washington Post: продажи CD, DVD и Blu-ray переживают ренессанс
По данным издания, тренд касается зумеров, они с удовольствием покупают носители, которые большинство считало устаревшими и в эпоху стриминговых сервисов никому не нужными. Как обстоят дела с тягой к ретро в России?
Читать на полной версииВ США интерес к физическим носителям — DVD, CD и Blu-ray — обусловлен их дешевизной по сравнению с покупкой контента на стриминге и возможностью обращаться к продукту независимо от наличия интернета, да еще и в хорошем качестве. Иногда к дискам идут дополнительные материалы: красочные вкладыши с фотографиями и текстами песен. Такие носители коллекционируют. О тренде пишет The Washington Post.
Количество пользователей, добавляющих CD в свою коллекцию на музыкальном маркетплейсе Discogs, увеличилось на 14% по сравнению с прошлым годом. В этом году в базу было добавлено почти 13 млн CD, что на 47% больше, чем в 2024-м.
Ранее эксперты фиксировали интерес миллениалов к виниловым пластинкам и пленочным фотоаппаратам. Но если интерес к пластинкам в России действительно есть — в прошлом году только на маркетплейсах Ozon и Wildberries рост продаж составил около 90%, до 40,5 тысячи штук, — можно ли сказать то же самое о дисках?
Спроса на DVD практически нет, рассказал Бизнес ФМ управляющий магазином «Новое искусство» в Москве Василий Лиховайдо. Компакт-диски пользуются стабильным спросом в основном у меломанов. Это неплохой подарок. Однако говорить о росте спроса не приходится:
— Если у вас хоть какой-то минимальный Hi-Fi, если вы с телефона запустите MP3, а потом поставите компакт-диск, даже неподготовленный слушатель услышит разницу. В нашем магазине стабильный и одинаковый спрос и на CD, и на винил. Какого-то всеобъемлющего, безусловного роста нет, мы его не видим. Если в нашей стране на маркетплейсах регистрируется рост, это, конечно же, засилье пиратской продукции, это просто очень дешево.
— Могут ли еще какие-то технические раритеты тоже стать модными?
— Естественно. У кассет действительно есть рост, можно смело это отметить. И во всем мире, и у нас.
— Есть на чем слушать их?
— Это проблема. Но раз кассеты издаются и покупаются, значит, есть на чем слушать.
На тех же маркетплейсах, торгующих дисками, вполне ожидаемо нашлись широкие линейки и кассетных магнитофонов, и DVD-плееров, и CD-проигрывателей. Современные и недорогие. Так что проблем с просмотром и прослушиванием нет. А в условиях ограничения интернета в некоторых регионах и ухода с российского рынка ряда стримингов покупка физических носителей не выглядит таким уж абсурдом.
Однако пока возврат к масштабам и тиражам, которые когда-то были у дисков и кассет, — это утопия, считает основатель, экс-руководитель группы «Союз» (в том числе студии «Союз») Александр Менн:
— Были звезды с миллионными тиражами, сейчас хорошим тиражом считается 1000 штук. В основном это воспринимается как подарок знакомым, близким или авторами дисков, потому что все-таки основной заработок у популярных исполнителей — концерты и продажа записей через интернет. Качество воспроизведения через интернет, конечно, уступает CD, тем более винилу, тем не менее для большинства, которое хочет просто познакомиться c новинками, этого достаточно.
— Что из раритетов может стать модным снова?
— Хорошие усилители, в том числе и ламповые. У аудиофилов это популярная штука.
Все диски легко повреждаются, поэтому они так быстро уступили место облачным технологиям, напоминает руководитель проекта «Технологии» «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:
Тем не менее, судя по отзывам на маркетплейсах, диски с музыкой и фильмами в России покупают. В основном спрос на классику. Винил стоит в среднем от 1,5 тысячи до 5 тысяч, CD — в несколько раз дешевле.