Орбан: на саммите ЕС 18-19 декабря не будет обсуждаться изъятие российских активов
О том, что переговоры об экспроприации активов зашли в тупик, пишет и издание Politico. При этом председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не комментировала эту информацию
Читать на полной версииОбновлено в 22:45
Вопрос об использовании замороженных российских активов для помощи Украине сняли с повестки саммита ЕС. Как заявил в беседе с журналистами премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, прибывший в столицу Бельгии, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отступила, как и Еврокомиссия.
О том, что переговоры об изъятии российских средств зашли в тупик, также пишет Politico со ссылкой на высказывание посла Бельгии при ЕС Петера Морса. В Брюсселе пока это не комментировали. А глава МИД Бельгии Максим Прево заявил в парламенте, что работа над предложением ЕК об использовании российских активов далека от завершения. По его словам, Брюссель против использования активов РФ без гарантий, чтобы избежать экономического краха страны.
Почему Евросоюз мог решить не обсуждать использование российских активов для помощи Украине, объясняет профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко:
— Можно оставаться в сугубо легалистском ключе, и это будет говорить о том, что присвоение суверенных активов — это не только казус белли или разрыв хозяйственных отношений, это еще преступление, если прочитать условия размещения на российских золотовалютных резервах. С точки зрения юридического трека там всего вполне было достаточно для того, чтобы остановиться. Но все-таки второй очень важный аспект состоит в том, что в Европейском союзе растет очень сильно недовольство Европейской комиссией, конкретно Урсулой фон дер Ляйен. Если раньше [в противовес] был один Орбан, иногда Словакия, то сейчас мы знаем, что уже семь государств недовольны. Видимо, Урсула фон дер Ляйен решила не обострять ситуацию и фактически сдала поле боя без битвы.
— Меняется ли что-то в позиции ЕС по поводу финансирования Украины?
— У Европейского союза закончились деньги. Собственно, у него никогда их особенно и не было, но около 50 млрд евро они смогли выделить из бюджета. Сейчас эта линия полностью закрыта, поэтому в этом ключевая перемена. Европейцы, наверное, были бы очень рады, если бы удалось получить какой-нибудь кредит в Европейском центральном банке, но понятно, что обеспечения у этого кредита не будет. Собственно, сам ЕЦБ сказал, что финансировать украинский конфликт не будет.
— Как вы считаете, какая-то другая попытка освоения российских активов может быть предпринята позже?
— Я думаю, что дальше европейцы с американцами будут играть на тему того, чтобы эти средства вложить в какой-нибудь фонд, даже не столько европейцы, сколько американцы. Но я уверен, что Россия в эти игры играть не будет, она заняла жесткую позицию: наши деньги — это наши деньги, верните их нам, а потом будем разговаривать.
Ранее, 17 декабря, сообщалось, что Урсула фон дер Ляйен считает неотложным вопрос о финансировании Украины на следующие два года, для чего ЕС намерен использовать российские активы. О снятии с повестки саммита данного пункта она не объявляла.
Против использования активов России для помощи Украине ранее выступили Венгрия, Бельгия, Словакия, Италия, Болгария, Мальта и Чехия.
The Washington Post со ссылкой на источники пишет, что США давят на Европу, чтобы они не изымали замороженные российские активы. Американцы, как пишет издание, «ясно дали понять» европейцам, что хотят использовать эти средства для достижения мирного соглашения по Украине, что «создает угрозу столкновения с европейскими лидерами».
Чем может ответить Россия в случае конфискации своих средств? Рассуждает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:
Агентство Fitch поместило долгосрочный рейтинг дефолта Euroclear в список Rating Watch (рейтинг на пересмотре) с негативным прогнозом. До этого российский ЦБ подал к Euroclear иск на 18 трлн рублей.
Между тем агентство Associated Press сообщило, что Украина находится на грани банкротства. По оценкам Международного валютного фонда, в 2026 и 2027 годах ей потребуется в общей сложности 137 млрд евро, или 160 млрд долларов. «Киев должен получить деньги к весне. ЕС пообещал найти средства любым способом», — говорится в публикации.
Ранее ЕК предложила использовать замороженные активы России для финансирования кредита Украине. Изначально предполагалось использовать 90 млрд из 210 млрд евро, которые будут выделены в течение двух лет. Предполагалось, что этот вопрос будет обсуждаться на предстоящем саммите ЕС.