Рентабельность производства куриных яиц в России за год сократилась в несколько раз из-за перепроизводства и падения цен. Производители иногда продают продукцию ниже себестоимости и предупреждают о риске закрытия предприятий.

В январе-сентябре этого года рентабельность производства яиц составила всего 5,5%, пишет «Коммерсантъ», анализируя данные Росстата. Для сравнения, год назад этот показатель был больше в семь раз — почти 40%. Но тогда ситуация на рынке была ровно противоположной — яйца подорожали почти на 45%, разогнав продовольственную инфляцию.

И хотя продажи куриных яиц с января по сентябрь в этом году выросли на 10% год к году в штуках, они потеряли в деньгах 13%. Это уже данные исследования NTech.

Ситуацию комментирует пресс-секретарь ассоциации «Руспродсоюз» Ирина Нагайцева:

Ирина Нагайцева пресс-секретарь ассоциации «Руспродсоюз» «Средние цены десятка яиц в России сегодня находятся на уровне 93 рублей, что практически на 18% ниже, чем год назад. При этом производство у нас тоже выросло по отношению к прошлому году. За девять месяцев текущего года оно выросло на 6,4%. Главной причиной волатильности на рынке товарного яйца является несовпадение объемов производства и потребительского спроса. Птицеводческие компании часто терпят убытки в сезон активного производства и вынуждены продавать продукцию по минимальной цене, зачастую которая даже ниже себестоимости. Ключевые каналы сбыта этим активно пользуются, устраивая тендеры на понижение закупочных цен, это приводит к некой нездоровой ситуации на рынке».

Причем рентабельность плохая почти у всех российских птицефабрик, за исключением регионов Сибири, где пока выпуск яиц не превышает спрос, и Урала, где птичий грипп подкосил несколько предприятий. В итоге там предложение просто снизилось. У остальных оно слишком высокое. Производители яиц начинают искать новые рынки сбыта в регионах, но не находят их. Это заметно и в Москве. Они жалуются, что терпят большие убытки, говорит владелец компании по оптовой торговле яйцами Айк Балаян:

Айк Балаян владелец компании по оптовой торговле яйцами «Последние два-три месяца на московский рынок зашли новые птицефабрики, которых ранее не было, они раньше отправляли в Петербург, Краснодар. Сейчас, видимо, уже нерентабельно туда отправлять, и они пытаются зайти в Москву, ну а в Москве полно яиц и без этого. У фабрик, которые за счет качества продают более или менее дорого, тоже уже спрос не такой большой, каким был раньше. И в целом производство дорогое: корма, зерно подорожало. Полагаю, что некоторые птицефабрики будут закрываться. Явно видно, что яиц переизбыток и нужно сократить количество. В больших убытках работать никто не будет. Торговля идет все хуже и хуже. Более востребованное яйцо первой категории, за счет чего остальные категории накапливаются и за счет чего цены еще больше идут вниз».

Улучшить рентабельность птицеводам помогают долгосрочные соглашения о поставках с торговыми сетями по средневзвешенной цене, но такие контракты есть далеко не у всех. Из-за волатильности цены многие ретейлеры не заключают долгосрочные договоренности. Эксперты рынка говорят, что в такой ситуации необходимо внедрять технологии длительного хранения. Но это тоже новые затраты, денег на которые нет.