Мошенникам удалось убедить Долину продать квартиру из-за особенностей ее личности
Психиатрическая экспертиза подтвердила, что артистка совершала сделку в состоянии психического расстройства. Накануне адвокат Лурье заявила, что певица в ходе слушаний просила не требовать справку из психоневрологического диспансера
Читать на полной версииОбновлено в 14:38
Лариса Долина, согласно экспертизе, является жертвой преступления. Однако заблуждение, что она продает квартиру фиктивно, не может быть основанием для признания сделки недействительной. Об этом говорится в материалах Верховного суда по делу Долиной — Лурье, которые опубликовали этим утром.
На фоне имеющихся личностных особенностей отмечалось изменение психического состояния с формированием расстройства приспособительных реакций. Вот так в определении Верховного суда сказано о психическом состоянии Ларисы Долиной в период продажи квартиры.
При этом в период, предшествовавший противоправным действиям в отношении Долиной, артистка каким-либо психическим расстройством не страдала. Там же говорится, что мошенникам удалось повлиять на певицу «из-за особенностей ее образа мышления и личностных черт». Действия злоумышленников в сочетании с особенностями личности лишили ее способности полноценно осмысливать действия неустановленных лиц и прогнозировать возможные последствия своих действий.
Однако заблуждение Долиной, что она продает квартиру фиктивно, не может быть основанием для признания сделки недействительной. При этом с уровнем познаний и опыта певица должна была осознавать наличие правовых последствий договора. Недобросовестного поведения Лурье в суде установлено не было.
Риелторы покупателя проверяли паспорт Ларисы Долиной, сведения о долгах и реестр иноагентов. Лурье осмотрела несколько десятков квартир, прежде чем сделать выбор. Данные психолого-психиатрической и политологической экспертиз, проведенных по уголовному делу певицы Ларисы Долиной, недостаточны для установления всех обстоятельств ее состояния в момент продажи квартиры. Кроме того, Верховный суд отмечает, что нижестоящие суды по делу Долиной неверно применили нормы Гражданского кодекса о недействительности сделки. Признание сделки с жильем Долиной недействительной было угрозой для стабильности оборота.
Накануне адвокат Полины Лурье заявила: певица в ходе слушаний просила не требовать справку из психоневрологического диспансера. Светлана Свириденко рассказала об этом в эфире Первого канала. Накануне она пришла в студию программы «Пусть говорят» и раскрыла новые детали нашумевшего дела о покупке квартиры у народной артистки России. Ее доверительница Полина Лурье в студию не пришла, но была на связи по телефону.
Девушка рассказала, что не собирается продавать квартиру и намерена жить там, сделать перепланировку и современный ремонт, потому что «вкусы у них с Ларисой Александровной разные». Адвокат Лурье добавила, что при рассмотрении спора о квартире защитники Долиной попросили ее не требовать справку из психоневрологического диспансера.
«Хорошо получить такую справку, и получают риелторы. Эту справку предложили предоставить Ларисе Александровне, она отказалась. На предварительном судебном заседании — это первое заседание — я заявила ходатайство в суде об истребовании из диспансера справки. На что адвокат Долиной передала ее просьбу не истребовать, потому что она заявляет, что на учете не состоит. Ну, это очевидно. Я выяснила, что Долина является преподавателем в институте, у нас в соответствии с приказом Минздрава все преподаватели раз в год проходят освидетельствование, в том числе и психиатра».
Кадастровая стоимость квартиры в Хамовниках, которую Лурье купила у певицы Долиной, составила 123 млн рублей. При этом жилье было выставлено на продажу за 130 млн рублей. В итоге договорились о продаже за 112 млн рублей. Такое понижение цены во время сделки с недвижимостью — нормальная практика в риелторском бизнесе, рассказала адвокат Лурье.
В качестве аргументов для торга она назвала необходимость делать ремонт, отсутствие детской площадки во дворе и парковочного места. Кроме того, не каждый согласится купить квартиру у медийной личности, подытожила адвокат. На следующей неделе 25 декабря Мосгорсуд заново рассмотрит иск Полины Лурье к Ларисе Долиной о принудительном выселении певицы из пятикомнатной квартиры в центре Москвы.
Опубликованные материалы Верховного суда объясняют его решение оставить право на собственность за Полиной Лурье, говорит Илья Бахилин, адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры». При этом возникает двоякая ситуация: Долина — тоже жертва, хоть и решение принято не в ее пользу, отмечает эксперт:
— Это хотя бы делает более понятным решение суда, потому что, когда оно было впервые озвучено, то, что Верховный суд решил оставить сделку в силе, это вызывало некоторые вопросы, поскольку есть уголовное дело, заключение уголовной экспертизы. А теперь они говорят о том, что Долина остается жертвой мошенников, уголовное дело никто не отменяет. Это нужно, чтобы объяснить логику Верховного суда. Получается здесь основания несколько другие, пострадавшей является Долина, хоть и решение принято не в ее пользу, уголовное дело никто не отменяет. В такой ситуации считаю, что нет оснований для негативного к ней отношения, скорее тут речь про непоследовательное поведение самой Долиной. Верховный суд пишет о том, что она не заявила ходатайство назначении судебной экспертизы, именно из-за этого отклонили ее иск.
— Почему нижестоящие суды не приняли изначально решение с учетом того, что обе стороны стали жертвой?
— Самая главная ошибка была — это применение односторонней реституции. Оставить ответчика и без денег, и без квартиры — это была катастрофическая ошибка, и принимать во внимание добросовестность покупателя. Почему они это сделали? Тут сложно сказать. Есть мнение, что и фактор давления присутствовал со стороны истца. Есть мнение, что тут пиетет к уголовным делам, что часто присутствует. Исходя из этого суды нижестоящие инстанций решили этому не противоречить.
— Каким, по вашему мнению, было бы, так скажем, соломоново решение первых судов по этому делу?
— Я бы, наверное, воспользовался все-таки предоставленным правом суду, по своей инициативе назначить судебную экспертизу. Такое право у суда есть. Даже если истец об этом не ходатайствует, суд имеет право при определенных обстоятельствах, если он считает существенно важным этот момент, назначить судебную экспертизу. И там уже зависит от того, что показала эта экспертиза.
Решение Верховного суда в любом случае восстанавливает справедливость в деле о квартире Ларисы Долиной, продолжает эксперт. Однако вместе с тем это дает сигналам мошенникам: сделка под влиянием третьих лиц остается в силе, а значит «схему Долиной» можно проворачивать и дальше.
На следующей неделе 25 декабря Мосгорсуд заново рассмотрит иск Полины Лурье к Ларисе Долиной о принудительном выселении певицы из пятикомнатной квартиры в центре Москвы.