Исследование показало значимость конспектирования для обучения в эпоху ИИ
Ведение конспектов остается более эффективным способом обучения, чем работа только с языковыми моделями, показало исследование Кембриджского университета и Microsoft. Нейросети при этом усиливают результат, если используются как дополнение, а не замена традиционных методов
Читать на полной версииИсследование, проведенное Университетом Кембриджа совместно с Microsoft, показало, что классические методы обучения, такие как ведение конспектов, остаются ключевыми для понимания и запоминания учебного материала. Итоги исследования опубликованы в журнале Computers & Education, пишет издание «Наука».
В исследовании Кембриджа приняли участие 405 учеников в возрасте 14-15 лет. Они изучали расовую сегрегацию в Южной Африке и Карибский кризис. Студентов разделили на группы. Одни изучали тему с помощью языковой модели, а другие — ведя конспекты и пользуясь нейросетями. Последнее оказалось продуктивнее.
Нейросети служат полезным дополнением, помогая углублять и уточнять полученную путем конспектирования информацию. Комментирует гендиректор Angel Relations Group и преподаватель Высшей школы экономики Андрей Карлов:
Андрей Карлов гендиректор Angel Relations Group, преподаватель Высшей школы экономики «Составлять конспекты, конечно, более полезно, чем просто читать саммари, которое записано на диктофон, а потом расшифровано ИИ. Несколько странно видеть сравнение школьников, студентов, что влияние моторики во время написания вручную конспектов более действенно для людей младшего возраста, позволяет записывать информацию на подкорку головного мозга. С другой стороны, написание конспекта в современном мире соответствует традиционной манере обучения. Скоро некоторые предметы или их части перейдут на что-то более новое. Но технологии уже невозможно отрицать. Такое уже происходило лет 20 назад, когда люди переходили от обычных конспектов к печатанию, к вводу информации, немного проигрывали в качестве, но за счет получения большего количества информации это компенсировалось. Происходит ли такое у нас? В моей практике — конечно. Студенты как рекомендацию используют ИИ, но не для того, чтобы заменять свои конспекты, они используют ИИ как собеседника, чтобы сверять с ними свои работы. Они фактически получают третье мнение для того, чтобы найти узкие места, неожиданные точки зрения, посоветоваться. Это происходит в тех случаях, когда они загружают уже готовую работу для того, чтобы получить дополнительное экспертное мнение от ИИ, который, как известно, владеет всеми знаниями в мире. А зло это или добро, это уже данность, этим надо грамотно пользоваться, используя промпты и повторы, используя ИИ как собеседника, кем он, собственно, и является».
В России ИИ уже давно стал частью образовательной практики школьников. По данным исследования агентства «Позиция», которое приводила ранее «Российская газета», в образовательных целях старшеклассники чаще всего применяют ИИ для поиска информации для докладов либо чтобы разобраться в сложной задаче. Среди детей от 16 до 18 лет самыми популярными школьными предметами, для освоения которых им нужны нейросети, названы математика, иностранный, физика, русский и литература. В топ-3 нейросетей, которые используют школьники, оказались «Алиса», ChatGPT и Midjourney.