Умеренность в завтрашнем дне: от мировой экономики в 2026 году не ждут больших потрясений. Комментарий Семена Новопрудского
В последние годы, за исключением ковидного 2020-го, который никто не мог вообразить даже в самых страшных фантазиях, мировая экономика вела себя скорее лучше прогнозов. Особенность экономических прогнозов на 2026 год — их удивительная позитивная умеренность. Тем не менее некоторые неприятные сюрпризы возможны, считает колумнист
Читать на полной версииНа последней полной рабочей неделе отступающего года международные финансовые институты традиционно выкатили прогнозы на год наступающий. Их камертон — рост глобальной экономики в 2026-м будет меньше, чем в 2025-м, и меньше 3%, при этом признаков рецессии ни в американской, ни в мировой экономике не ожидается.
В частности, Goldman Sachs прогнозирует усредненный рост мировой экономики на 2,8%. Аналитики Всемирного экономического форума указывают в качестве консенсус-прогноза роста глобального ВВП показатель 2,5%.
По традиции развивающиеся страны будут расти быстрее развитых, в том числе за счет эффекта низкой базы. По оценкам S&P, индийская экономика может вырасти на 6,8%, китайская — на 4,5% (при официальной годовой цели роста, установленной китайскими властями, в 5%). Американской экономике прогнозируют рост в районе 2%, экономике еврозоны — чуть выше 1%.
Важным фактором, определяющим состояние мировой экономики, будут оставаться тарифные войны. При этом второй год второго президентства Трампа будет существенно отличаться от первого. В 2026 году в США предстоят промежуточные выборы, а динамика рейтинга президента такова, что эти выборы могут оказаться для республиканцев, мягко говоря, не такими триумфальными, как президентские. Динамикой рейтинга Трампа в 2026 году могут быть продиктованы в том числе его экономические решения.
При этом уже сейчас есть косвенные признаки того, что Трамп не хочет обострять торговую войну с главным экономическим соперником США — Китаем. Соединенные Штаты отложили введение пошлины на импорт чипов из Китая сразу до июня 2027 года.
Важным сюжетом для стабильности мировых финансовых рынков в 2026 году станет назначение нового главы Федеральной резервной системы США. Полномочия действующего главы ФРС Джерома Пауэлла истекают в мае. Трамп почти наверняка будет продвигать максимально лояльного себе кандидата, главное, чтобы он оказался при этом еще и в достаточной мере профессиональным.
Уже сейчас идут ожесточенные споры относительно судьбы технологических компаний: повторят ли ИИ-гиганты судьбу IТ-гигантов в начале ХХI века. То есть не лопнет ли в 2026 году финансовый ИИ-пузырь из-за переоценки компаний этой сферы и перспектив самой технологии. Людям свойственно уповать на чудо и время от времени искать в отдельно взятой технологии решение всех проблем и избавление от всех бед. А потом эти технологии просто входят в обиход повседневной жизни, но не становятся универсальным чудом.
Новый любопытный глобальный тренд намечается на мировом нефтяном рынке. По мнению аналитика Reuters в области энергетики и сырьевых рынков Азии Клайда Рассела, в 2025 году Китай впервые стал оказывать на мировые цены на нефть больше влияния, чем страны ОПЕК+: «Используя свой статус крупнейшего в мире импортера нефти, Китай, по сути, установил нижний и верхний предел цен, увеличивая или уменьшая объем сырой нефти, поступающей в его хранилища». В 2025 году мы увидели достаточно невысокую волатильность мировых цен на нефть при очень высокой волатильности цен на другие сырьевые товары. Китай явно становится лидером мировой глобальной торговли, и 2026 год покажет, сумеет ли Поднебесная масштабами своей экономики и потребления нефти поддержать относительную стабильность мировых нефтяных цен.
Для России 2026 год, как и 2025-й, обещает быть годом весьма умеренного — в пределах 1% — экономического роста. При этом для российской экономики есть два фактора глобальной неопределенности: будет ли столь же неожиданно крепок, как в 2025-м, рубль (с начала 2025-го он укрепился к доллару на 45%, и это было самое сильное укрепление с 1994 года) и завершится ли СВО. Оба эти фактора могут существенно изменить пропорции роста экономики и бюджета России, заложенные на 2026 год. Кроме того, в 2026 году после нескольких лет бурного роста в России ожидается спад инвестиций в производственные мощности.
В 2025 году российскому правительству пришлось дважды радикально пересматривать годовой бюджет, резко увеличивая прогноз бюджетного дефицита. В том числе для того, чтобы избежать подобных корректировок, монетарные власти пошли на повышение НДС в 2026 году с 20% до 22%. От бюджетной и макрофинансовой стабильности во многом будет зависеть и состояние российских бизнесов в наступившем году.
Существенное влияние на российскую экономику может оказать и санкционная история: будут ли смягчаться санкции против России или администрация США, наоборот, решит ужесточить их. Тут важна именно позиция США, поскольку у ЕС практически не осталось инструментов санкционного давления на Россию.
Все более значимым фактором для российской экономики становятся блокировки мобильного интернета и иностранных мессенджеров. Скорее всего, этот тренд закрепится и в 2026 году.
По китайскому календарю, столь популярному в России, 2026-й — год Красной Огненной Лошади. Это год радикальных перемен и бурных инноваций. Очень хочется, чтобы радикальные перемены, если они случатся, были к лучшему, а инновации действительно делали нашу повседневную жизнь приятнее и удобнее. Ну и конечно, очень хочется прожить наступивший год без очередных «черных лебедей».