Все больше онлайн-платформ подводят персональную статистику для своих пользователей. Зачем?
Сейчас каждое второе приложение предлагает вам посмотреть на какую-нибудь статистику — количества поездок, прослушанных песен, заказанных товаров или потраченных денег. С технической точки зрения это совершенно несложно, отмечают специалисты, зато создает иллюзию уникальности каждого пользователя и повод поделиться успехами с друзьями
Читать на полной версииКомпании сводят счеты. В декабре онлайн-платформы традиционно подводят персональную статистику для своих пользователей. Эта функция — не новая, но ее внедряют все больше сервисов. В этом году, например, персональные итоги года впервые представили YouTube, «Сбер», Wildberries и ChatGPT. Зачем компании делятся статистикой и почему нам так интересны эти цифры?
Сейчас каждое второе приложение предлагает вам посмотреть на какую-нибудь статистику — количества поездок, прослушанных песен, заказанных товаров или потраченных денег. ChatGPT на основе запросов определит ваш архетип, покажет характерные формулировки и сгенерирует картинку, описывающую ваш год. Кинопоиск покажет статистику ваших просмотров в формате кинотитров, а YouTube определит, какие темы интересовали вас в разные периоды уходящего года.
Такая итоговая статистика проста в исполнении и очень эффективна, уверен президент Гильдии маркетологов Игорь Березин:
Игорь Березин президент Гильдии маркетологов «Появилось это по мотиву, что вот эти вот сервисы — это не просто какие-то организации, которые на нас зарабатывают, а наши друзья. Мы все время с ними, они все время с нами, как нам с ними, типа, было хорошо. Стоит это недорого. При нынешних возможностях статистических это вообще плевое дело — все эти расчеты сделать даже там для десятков миллионов людей, им разослать».
Законодателями тренда оказались музыкальные стриминги. Статистика таких сервисов и вправду дает богатую почву для ностальгии — напоминания в духе «как звучал ваш год» склонны вызывать улыбку. В России одной из первых персональные итоги года стала подводить «Яндекс Музыка» — и статистикой этого стриминга в рунете делятся чуть ли не чаще всего.
Продолжает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:
С чем связана такая коллективная потребность в подытоживании? Рассуждает психолог, коуч, бизнес-консультант Григорий Крамской:
— Человеку для построения будущего необходимо адекватно понять, что у него есть в настоящем и прошлом, и итоги года являются одним из поводов для того, чтобы построить стратегию перспективного будущего. Это может касаться как итогов пользования счетом в банке, итогов присутствия в социальных сетях, закупок на маркетплейсах, так и итогов реальных дел, совершенных в своей значимой жизни.
— Может ли оказывать негативное воздействие подведение итогов года, когда банки или маркетплейсы показывают, сколько клиент потратил денег?
— Это может стать поводом для того, чтобы расстраиваться, только для того человека, который уже и так расстраивается. Это его год, он не является сюрпризом, а если он является сюрпризом, то, скорее всего, человек не отдает себе отчета в том, что он делает в ежедневной практике.
А в принципе, как говорит Григорий Крамской, итоговая статистика — хоть финансовая, хоть музыкальная — может стать полезным материалом для рефлексии. Даже если она показывает, какое животное символизирует твой музыкальный вкус.