Обновлено в 18:20

Открытый аукцион по приватизации аэропорта Домодедово состоится в начале следующего года, заявил в интервью телеканалу «Россия 24» министр финансов Антон Силуанов. По его словам, интерес со стороны инвесторов уже есть.

Кто способен купить знаменитый московский аэропорт, почему продать его может быть проблемой и какова сумма потенциальной сделки, рассуждает Сергей Новиков, партнер юридической фирмы GRM:

— Вероятно, одним из условий участия в аукционе по приобретению аэропорта Домодедово будет являться наличие соответствующих компетенций, и здесь мы видим: три основных региональных игрока, которые присутствуют на рынке, и один московский игрок. Мы говорим о структурах «Новопорт», «Аэропорты регионов», «Аэродинамика» и структурах, близких к собственникам аэропорта Внуково. Скорее всего, конкуренция будет происходить между первыми тремя компаниями — между «Новопортом», «Аэропортами регионов» и «Аэродинамикой».

— Совладелец аэропорта Внуково Ванцев готов инвестировать в Домодедово.

— С одной стороны, структура Ванцева заинтересована в участии в этом аукционе. Это нельзя назвать монопольным. С другой стороны, насколько это необходимо в нынешнее время аэропорту Внуково — это очень большой вопрос, потому что аэропорт динамично развивается, структуры динамично развиваются, распылять свои силы там, осуществлять существенные вложения, на мой взгляд, на сегодняшний момент не совсем правильно.

— И что касается стоимости.

— Мы оперируем некоторыми суммами, которые были у нас в информационном пространстве. Мы знаем сумму в 1 трлн рублей, которая звучала этим летом, мы знаем сумму в 150 млрд рублей, и мы знаем сумму отрицательную 10 млрд, которая прозвучала в исследованиях Б1 и Сбербанка. Но мы знаем и о том, что в лучшие свои годы, в 2021 году, после пандемии, аэропорт показывал 32 млрд выручки и чистой прибыли 3,2 млрд. До достижения подобных показателей, особенно по чистой прибыли, конечно же, аэропорту далеко, поэтому я думаю, что при всех условиях цена будет колебаться в пределах 150 млрд, и то я думаю, что очень большая вероятность того, что этот актив уйдет на повторные торги.

Кроме того, по словам Антона Силуанова, Минфин намерен продать на открытых торгах контрольный пакет акций «Южуралзолота» — золотодобывающую компанию, расположенную в Челябинской области. На фоне этой новости акции ЮГК выросли на 7%. Глава Минфина также сообщил, что правительство в следующем году подготовит список госкомпаний для выхода на фондовый рынок.

Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» «Текущая приватизация — это не идеологический ход, а прямая необходимость дополнительных доходов бюджета, и более быстрого способа, чем продажа крупных пакетов уже существующих компаний, сложно придумать. Понятно, что Минфин декларирует большие структурные цели — по повышению эффективности управления, по вовлечению частного капитала, но надо понимать, что все-таки главная задача — это просто получить деньги, соответственно, если мы отталкиваемся от этого, то IPO следующего года делятся на две части, одна — это никакое не IPO, а просто снижение доли государства в уже торгующихся компаниях, и здесь в первую очередь речь идет о банках просто потому, что они будут востребованы рынком, во вторую очередь — о нефтянке и «Аэрофлоте». Если говорить о компаниях, что называется, с нуля, то есть здесь был довольно успешный кейс «Дом.РФ», поэтому я думаю, что в 2026 году мы увидим довольно большой список. Я не ожидал бы на 2026 год IPO чего-то типа РЖД или «Почты России», а вот кто-то из плеяды «Ростех», «Росавтодор» или «Росатом» вполне на IPO может выйти. Соответственно, я думаю, что сценарий будет такой: в первую очередь будут снижать долю в уже торгующихся компаниях, а во второй половине года, если конъюнктура будет хорошая, если рынок будет расти, то мы увидим, возможно, вот большие IPO из списка самое интересное могло бы быть IPO «Росатома».

До лета 2025 года владельцами Домодедова были бизнесмены Дмитрий Каменщик и Валерий Коган. В июне Арбитражный суд постановил передать активы государству, обвинив предпринимателей в незаконной передаче стратегического предприятия под иностранный контроль. «Иностранцами» оказались сами Каменщик и Коган: первый был резидентом Турции и Арабских Эмиратов, второй имеет израильский паспорт.

После передачи аэропорта государству состояние актива оценивалось как предбанкротное: возглавивший Домодедово после национализации Андрей Иванов, в прошлом занимавший пост замглавы Минфина, говорил о 10 млрд рублей убытка по итогам года при выручке 30 млрд и совокупном долге в 70 млрд рублей.