Владимир Кехман покинул Михайловский театр на фоне уголовного дела
Под его руководством театр вернул историческое имя, расширил репертуар, нарастил гастрольную активность и стал одним из самых финансово устойчивых культурных учреждений Петербурга. Одновременно его стиль управления вызывал конфликты и критику
Читать на полной версииВладимир Кехман покинул должность худрука Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Трудовой договор был расторгнут по соглашению сторон. Кехман пришел в театр в 2007 году и превратил угасающую институцию в один из ведущих музыкальных театров России. Но уходит под аккомпанемент уголовного дела.
В 2007 году это выглядело как безумная авантюра: владелец крупнейшей фруктовой компании JFC, прозванный «банановым королем», сам предложил свою кандидатуру на должность директора тогда еще Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. И он не просто пришел — он вложился. По его оценкам, 40 млн долларов собственных средств. Кехман отреставрировал здание и вернул историческое название «Михайловский театр». И уверенно заявил: «Мы соответствуем Большому и Мариинскому, а периодически даже превосходим их». В 2015 году Кехман занял пост худрука. Но дебютировал как режиссер только в 2024-м, поставив «Даму с камелиями», а через год выпустив оперы «Богема» и «Пиковая дама».
Под его руководством театр действительно преобразился: более 60 премьер за 19 лет, десятки масштабных гастрольных туров по России и за рубежом, сотрудничество с ведущими артистами, режиссерами, дирижерами и художниками. Более того, Михайловский театр при Кехмане стал одним из самых экономически эффективных учреждений культуры Петербурга, продолжает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
— Было у меня такое предчувствие, потому что, если есть план нанести последний удар по Владимиру Абрамовичу Кехману, это нужно, конечно, отнять у него именно Михайловский театр — это любимое детище. Кехман, не будучи профессионалом от искусства, просто поднял этот театр. У него талант управленческий, на который влиял еще и его творческий талант. Михайловский театр, конечно, был успешный, и не только в Петербурге. Входил абсолютно в тройку экономических, судя по всегда полным залам. Даже если сделать скидку, что он входит в туристическую карту Петербурга и кассу делают туристы, это тоже успех. Ему удалось, наверное, одному из немногих после начала СВО сохранить в театре зарубежных и исполнителей, и созидателей. Начо Дуато — это его успех безусловный. Полные залы. Хорошее отношение к персоналу творческому и административному.
— То есть в последние годы театр чувствовал себя крайне удачно?
— И в пандемию удачно. У всех были потери, но там, мне кажется, они были минимальные.
Но за этим «ренессансом» тянулся и шлейф скандалов. Массовые увольнения артистов, конфликты с профсоюзами, судебные иски. Кехмана обвиняли в авторитарности и превращении театра в личный проект. Также все вспоминают, как он сам назначил себя на роль Принца Лимона в «Чиполлино».
Параллельно с Михайловским Кехман был директором Новосибирского театра оперы и балета (куда его назначили на фоне скандала с оперой «Тангейзер») и потом его худруком, а с 2021-го возглавил МХАТ имени Горького. И именно московская история стала началом конца. Осенью 2025-го его сняли с поста директора на фоне уголовного дела о растрате в особо крупном размере при реконструкции исторической сцены. Затем добавилось обвинение во взятке — Mercedes E-класса в 27 млн рублей от гендиректора компании-подрядчика. Тогда следствие пришло и в Петербург: обыски в кабинете Кехмана в Михайловском, изъятие документов, визиты в автосалоны.
Теперь его лишили последней должности. Исполняющим обязанности худрука Михайловского театра назначили музыкального руководителя — главного дирижера Александра Соловьева. О перспективах рассуждает автор театрального блога «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук:
Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «Привлечение таких звезд, как Иван Васильев, безусловно, делало кассу многим спектаклям (например, «Спартак»). Есть в репертуаре спектакль с участием Николая Максимовича Цискаридзе «Тщетная предосторожность», он там, конечно, не танцует, но тем не менее это тоже очень здорово влияет и на ценник, и на успешность театра. Там очень здорово работала маркетинговая служба, надеюсь, и сейчас работает. Мы ждем, кто же будет постоянным художественным руководителем театра, от него будет во многом зависеть новая художественная политика, и, конечно, очень хотелось бы, чтобы Михайловский театр сохранил свое лицо и оставался одним из самых успешных и ярких театров на Петербургской сцене. Последние все события, которые происходили вокруг Владимира Кехмана, наверняка подталкивали не продлевать контракт с ним в Михайловском театре. Вряд ли эта фигура будет для кого-то приемлемой в руководстве театров».
В одном из интервью Кехман говорил: «Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров, я мог бы ее возглавить». Но пока что вместо дирекции — подписка о невыезде и перспективы до десяти лет лишения свободы.