Бизнес ФМ опросила предпринимателей, которые в конце года в эфире радиостанции рассказывали о своих проблемах в связи с реформой. Те, чей оборот в прошлом году превысил 20 млн рублей, с 1 января начинают платить НДС в 5%. Кроме того, такие бизнесмены больше не могут работать по патенту. Как новая реальность уже повлияла на выручку и цены? И что, к примеру, изменилось в рецептах булочек и пирожных?

Когда редакция в последний раз общалась с бизнесменом из Санкт-Петербурга Сергеем (ему принадлежит сеть пекарен и кондитерских), он переходил с патента на автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Ставка там выше, чем на обычной упрощенке, но зато не надо платить НДС. Что бизнесмену в ином случае пришлось бы сделать, так как порог в 20 млн рублей он превысил примерно в два раза.

Переход, как это нередко бывает, идет с техническими проблемами. Что же касается итогов первых недель января, то предприниматель в цифрах их подвести пока не может, только чувствует, что выручка падает. Она, кстати, упала и в декабре — обычно в самом прибыльном месяце года, констатирует Сергей:

«У нас декабрь был, к сожалению, самым плохим декабрем за все последние четыре-пять лет работы — и по выручкам, и по прибыли, и по всем показателям. Потому что все кругом растет, аренда растет. Закупка ингредиентов растет, а оборот падает. И чистая прибыль, соответственно, тоже. Люди экономят, и все это отражается опять же на нас».

У Светланы Аглеевой, которой принадлежат две маленькие аптеки в поселке Уруссу в Татарстане, дела пока идут относительно неплохо. В начале декабря она рассказывала, что ее выручка балансирует на грани 20 млн рублей. И тогда было непонятно — превысит или нет. В итоге предпринимательница сумела войти в лимит. Именно сумела, сдержав оборот. Но в следующем году, после того, как порог по планам снизят еще на 5 млн, уже не войдет.

Светлана Аглеева владелица аптек «Мы уж искусственно, можно сказать, держали оборот, и оборот у нас не вышел в 20 млн. Поэтому НДС нет. У меня особых изменений в бизнесе пока нет, но, думаю, где-то в ноябре начнется НДС. К ноябрю я уже 20 млн наберу, а на следующий год установлен лимит в 15 млн же, придется потом начать НДС платить».

В октябре, когда власти собирались снизить планку сразу до 10 млн, в эфире радиостанции ярко выступил кузнец-художник из Петербурга Станислав Мерзляков. Для него такой лимит означал, что бизнес не сможет расти. 20 млн кузнеца пока вполне устраивают.

Станислав Мерзляков кузнец-художник «Что касается нас, ремесленников, до 20 млн в год — это достаточно ощутимая для малого бизнеса цифра. И мы, по крайней мере, можем пока спокойно чувствовать себя. Однако в следующий год будут понижать патентную цифру, но тем не менее».

О перспективах роста в конце года задумывалась и предпринимательница из Орска Оренбургской области Юлия Мамыш. У нее с мужем есть производство пуховых платков и магазин. Они, когда стало известно о реформе, как раз расширялись, переехали в помещение большей площади. Работали по патенту, но теперь пришлось сменить режим и, как следствие, поднять цены. И причина не только в налогах, рассказала нам сейчас Юлия Мамыш.

Юлия Мамыш предпринимательница «Поставщики, логистические компании, интернет-платформы, на которых работает наш сайт, подняли стоимость своих услуг, комиссии. Плюс изменился налоговый режим. В связи с этим наше ценообразование тоже корректируется. На товары из новых поступлений мы уже немного поднимаем цены. А в будущем планируем повышение и на остальной ассортимент».

А когда Бизнес ФМ обратилась еще к одному предпринимателю, которому тоже грозило повышение налогов, то в этот раз он попросил не называть ни имя, ни регион, ни сферу деятельности. Лишь кратко объяснил, что есть некоторые хитрости, которые он сам не любит использовать, но иногда без них не обойтись.

Наконец, еще один штрих в общую картину внес все тот же пекарь из Петербурга Сергей. Он пока не повышает цены, но делает это за счет того, что закупает более дешевые ингредиенты.