Еврокомиссия после утверждения запрета странам ЕС закупать газ в России с 2027 года готовит аналогичный запрет на ядерное топливо. Об этом сообщила представитель органа Анна-Кайса Итконен.

При этом она затруднилась обозначить сроки введения данного запрета.
По ее словам, Европа намерена довести до конца политику RePower, цель которой — поэтапно вывести с рынка ЕС всю российскую энергетику.

У России закупают готовое ядерное топливо страны, обладающие советскими реакторами. Это Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Финляндия. Все они уже сделали большие запасы.

Обогащенный урановый продукт — сырье для изготовления готового топлива — покупают в России все страны, обладающие ядерной энергетикой. Доля поставок «Росатома» в данном случае — около 20%. Теоретически ЕС их может заместить, так как обладает технологиями обогащения урана. Однако это сопряжено с большими сроками и вложениями.

Могут ли российский уран поставлять на европейский рынок некие посредники по аналогии с углем или нефтью? Мнение директора АНО «Атоминфо-центр», главного редактора издания «Атоминфо.ру» Александра Уварова:

— Уран — не уголь, за его происхождением следят более жестко, потому что уран — это все-таки товар двойного назначения. Я знаю, что у западных компаний есть определенные подозрения, а не поставляет ли Китай российский обогащенный продукт. Естественно, «Росатом» никак это не комментирует, Китай тоже это никак не комментирует. Какие-то варианты, наверное, можно придумать, но китайский атомный сектор тоже имеет ограничения в Европе. Кстати, против китайских компаний санкции начали вводиться раньше, чем против наших. В Китае атом второй по размеру, он под прямыми санкциями американцев, в отличие от нашего «Росатома». Технологиями обогащения обладают всего несколько стран, поэтому, если внезапно появится какая-то «Республика Лимпопо», которая начнет продавать обогащенный уран, всем будет понятно, что она выступает как посредник, и, скорее всего, будут некие скандалы и прочее. То есть посредником может выступить только страна, которая умеет обогащать уран, а это США, Европа, Китай, чуть-чуть Бразилия, совсем чуть-чуть Иран.

— Россия в итоге какой ущерб несет?

— Если смотреть в будущее, то там вообще ущерба не будет. Когда спрашивают «Росатом», готов ли он к переходу через этот переходный период, я думаю, что уже готов, потому что, возможно, о запрете российской урановой продукции в Европе говорят даже не с 2022 года, а с 2014-го. А если смотреть в относительно отдаленное будущее, через несколько лет, нам самим его не будет хватать, потому что у «Росатома» на подходе ряд крупных проектов — по строительству в АЭС в Бангладеш, Турции, — там готовится первый пуск, а всего будет четыре, дальше идет Египет, подписаны договоры с Казахстаном и Узбекистаном по строительству АЭС, а им всем будет нужно топливо, и топливо поставлять будет РФ. И второе — принят новый вариант энергостратегии, в котором доля атомной энергетики в нашей стране должна расти, то есть АЭС появятся в Сибири, на Дальнем Востоке, то есть начнется активное строительство внутри России. Соответственно, это будет означать увеличение расхода топлива, то есть все это пойдет в дело.

Накануне Совет ЕС окончательно утвердил запрет импорта российского сжиженного природного газа с января следующего года, а газа по трубопроводам — с 30 сентября 2027 года.

Москва не раз заявляла, что Запад совершил серьезную ошибку. Отказавшись от покупки у России энергоресурсов, он попадет в новую, более сильную зависимость, обусловленную более высокими ценами.