Новый музейный центр «Масловка» презентует свою вторую выставку «Заграница — это миф?!»
Это красивый рассказ про зарубежные поездки советских художников. Сам центр «Масловка» открыл минувшей осенью бизнесмен Василий Демин, который сначала просто купил себе квартиру в городке художников
Читать на полной версииОдними из первых увидеть мир смогли шесть советских художников, которые в 1956 году отправились в круиз вокруг Европы на теплоходе «Победа». Потом была Венецианская биеннале, поездки в Штаты, в Японию, в страны Африки.
Выставка — это десятки работ и эскизов после таких путешествий. От портретов местных жителей до зарисовок из окна отеля. И, конечно, сувениры. Из необычного — художник Александр Белашов провез тайком из Индонезии летучую лисицу. Животное прожило у него несколько лет и вдохновило на создание скульптур.
О своих любимых экспонатах рассказывает научный руководитель Музейного центра «Масловка. Городок художников» Кирилл Светляков:
Кирилл Светляков научный руководитель Музейного центра «Масловка. Городок художников» «Мне нравится американская эпопея Виталия Горяева: у него много эскизов, они в разной стилистике сделаны. Все-таки художники советские воспитаны на классике. К модернизму и музеям современного искусства относились так... Как правило, они не входили в программы туров. Что-то они видели на Венецианской биеннале и критически, конечно, это все воспринимали. А Горяев попал туда в 1958-м, тогда еще только открылся Гуггенхайм, и ему это было интересно. Он, конечно, юморил в своих гротескных работах, но видно, как он разные ходы абстрактного искусства, живопись от пятна или очень динамичные, взрывные контуры пытается пропустить через себя. Еще вот эта работа «Тайная вечеря» Дмитрия Жилинского, поздняя неоконченная работа. Вот эта неоконченность ей придает характер воспоминания о шедевре, который ты посетил, плюс он вокруг нее организует целый культ, ведь она в трапезной находится, это темная зала, а он из этого делает выставочный зал музея, вокруг него туда несут цветы, здесь уже само искусство становится религией. Это воспитание советских художников. Для них даже сам момент, что он какой-то этюд напишет в памятном месте... больше важен не сам этюд, а процесс, самоощущение: «Я в Париже, и я делаю этюд».
Идея выставки принадлежит Василию Демину. Он руководитель консалтинговой компании, 15 лет назад купил квартиру на Масловке. Пока делал ремонт, познакомился с соседями. Ходил в мастерские. Тут творили и творят многие, чьи работы висят в Третьяковке и в Пушкинском. Василий проникся и решил создать музей — в 300-метровом помещении, где раньше был детский сад. Начали собирать коллекцию: с гордостью показывает женский портрет от иконы авангарда Густава Клуциса. Продолжает Василий Демин:
Василий Демин основатель музея «То, что вы видите здесь, вы практически нигде никогда не видели и, возможно, не увидели бы. Это работы, которым, как и работе Клуциса, 100 лет, потому что она была написана в 1921 году, но была скрыта в шкафу. Больше половины произведений — это приобретения музея, то, что входит в его фонд, и мы постоянно его пополняем разными способами. Мы в том числе покупаем вещи художников в галереях, на аукционах. Часто, конечно, у художников и их наследников. Это пространство между квартирами и мастерскими. Сверху над нами квартира Аминадава Каневского, содателя «Мурзилки», рядышком — Гелия Коржева, а вот в ту дверь войди, и ты окажешься в мастерской Татьяны Назаренко, раньше эта мастерская принадлежала Георгию Нисскому. Никаких надежд, что проект окупится, даже не было никогда. Такой цели не ставилось. Важно, чтобы каждый посетитель, который приходит, ценил не только свое время, но и осознанно сюда приходил. Поэтому первое ощущение у меня было: «Я же делаю музей не для себя, а для людей!» Может быть, сделать бесплатным вход? Но потом, года полтора назад я понял, что бесплатное девальвируется. Человек хоть какую-то сумму, но должен внести, «проголосовать рублем». Поэтому в музее есть билеты, есть экскурсии, они пользуются гигантским спросом, билеты окупают операционные расходы».
Пространство музея Масловки настолько камерное, а команда небольшая, что можно провести всего три выставки в год. Но, может, оно и к лучшему: здесь чувствуешь себя не просто очередным посетителем, а гостем, который будто пришел почаевничать с кем-то из художников.