В России могут разрешить ставить на учет иномарки из базы розыска Интерпола
Речь только о тех машинах, которые объявлены в розыск по инициативе «недружественных» стран. Дело в том, что с 2022 года органы западных стран перестали отвечать на запросы России, поэтому полиция не может проверить, действительно ли машина была угнана
Читать на полной версииВ России могут разрешить ставить на учет иномарки, которые числятся в базе розыска Интерпола. Речь только о тех машинах, которые объявлены в розыск по инициативе «недружественных» стран.
Такие поправки подготовило МВД по поручению президента, сейчас они опубликованы для общественного обсуждения. В пояснительной записке сказано, что с 2022 года органы западных стран перестали отвечать на запросы России, поэтому полиция не может проверить, действительно ли машина была угнана. Сейчас ГИБДД отказывает в регистрации владельцам таких машин, ссылаясь на базу Интерпола.
Даже если владелец идет в суд, это не помогает. Удалить запись из базы Интерпола может только страна — инициатор розыска. Что изменится, если поправки примут, и не даст ли это зеленый свет для легализации ввоза в Россию украденных машин?
Говорит автоюрист Лев Воропаев:
Лев Воропаев автоюрист «К сожалению, многие страдают от того, что они не могут поставить на регистрационный учет то или иное транспортное средство, так как оно находится в розыске, допустим, в базе Интерпола. Но у нас, я напомню, Верховный суд года два назад обнаружил, что граждане не имеют доступа к базе Интерпола, поэтому при приобретении таких автомобилей они не могут проверить его юридическую чистоту, поэтому это является дополнительным ограничением по праву пользования этими транспортными средствами. Видимо, поэтому МВД решило принять соответствующее нормативно-правовое решение, но при этом может открыться окно возможностей для всяких злоупотреблений. Исключить ситуацию, что будут непорядочные граждане пользоваться этой лазейкой, конечно, нельзя, но в данной ситуации на запросы российских правоохранительных органов противная сторона не отвечает, поэтому попробовать урегулировать ситуацию на данном этапе невозможно. Государство допускает, что процент злоупотреблений будет, но он будет несущественным, а количество добросовестных граждан все-таки гораздо больше, поэтому из двух зол выбрали меньшее. На таких автомобилях не стоит выезжать в третьи страны, потому что это ограничение будет распространяться в том числе и на дружественные страны и база Интерпола там будет действовать. Мне припоминается случай автомобиля, ввезенного по такой схеме из Белоруссии, он был в розыске, и у человека возникли проблемы».
Юристы предупреждают о рисках, если «недружественная» страна все-таки ответит на запрос и подтвердит факт хищения. Не исключено, что в таком случае регистрацию аннулируют.
При этом данные о том, что машина находится в базе Интерпола, нередко повляются уже после того, как автомобиль прошел таможенное оформление, объясняет руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков:
Максим Шелков руководитель экспертного центра «Автокриминалист» «Те автомобили, которые завозятся в Россию, а потом выясняется, что они были каким-то образом угнаны, похищены либо незаконно вывезены с территории Европы, США, Канады, появляются в розыске чаще всего значительно позже, после того, как автомобиль прошел таможенное оформление и, вполне возможно, даже был зарегистрирован на территории Российской Федерации, потому что база Интерпола не связана в онлайн-режиме с российскими базами МВД. Интерпол передает информацию российским коллегам пакетно. То есть машина фактически может находиться в розыске какое-то время в Европе, но при этом в России не будет об этом никакой информации. Соответственно, наши органы будут отталкиваться от того, что машина юридически чистая и она не находится в розыске. Кроме того, есть схемы, когда машины берут в лизинг, берут в прокат в тех же самых странах Евросоюза. Предположим, какое-то время за них выплачиваются лизинговые платежи, пока машина не будет официально легализована в России, и после этого либо перестают выплачивать лизинговые платежи, либо для получения страховки объявляют об угоне автомобиля, потому что это кредитные, лизинговые машины. Здесь, к большому сожалению, каким-то образом проверить машину на начальном этапе не представляется возможным. Это возможно лишь в одном случае: если были бы открытые базы Интерпола в общественном доступе либо системы МВД России были бы подключены в онлайн-режиме к базам Интерпола, но на сегодняшний день это не реализовано. Идет ли речь о каких-то отлаженных схемах, которые позволяют машины легализовывать в России? Нет, скорее это штучные случаи. Если мы не берем какие-то ситуации, например, с массовым вывозом автомобилей из Канады, но из Канады эти машины изначально ехали не в Россию, они проходили первичную легализацию в Арабских Эмиратах, и уже из Арабских Эмиратов они нашими перекупщиками, или нашими участниками параллельного импорта, завозились на территорию Российской Федерации».
В 2024 году первый зампред комитета Госдумы по безопасности Андрей Луговой сообщал, что в России насчитывалось около шести тысяч автомобилей, которые были легально куплены и растаможены, но позже оказались в списках Интерпола.
Прошлой осенью «Известия» писали, что в России действует отлаженная схема легализации автомобилей, угнанных в Европе или взятых в аренду на подставных лиц на Украине. Как утверждал источник издания, ключевым звеном схемы является ввоз автомобиля на территорию Луганской и Донецкой народных республик, где, по его словам, действуют упрощенные процедуры контроля за автотранспортом, а потом машина едет в Ростов-на-Дону, переоформляется и ставится на учет, причем история уже не отображается.