Обновлено в 22:00

В Татарстане будут проверять соцсети школьников. Власти считают, что мера поможет защитить детей от деструктивного контента и случаев кибербуллинга. Однако в Минобре республики подчеркнули, что мониторинг цифрового пространства учеников 5-11-х классов добровольный. Родителям учеников средней и старшей школ в Татарстане массово стали предлагать заполнить онлайн-таблицы — в них просят указать ссылки на личные аккаунты детей в социальных сетях. Причем даже в заблокированных в России. Но в добровольном порядке. Также родителям предлагают подписать бумажные бланки согласия на эту процедуру.

Сын жительницы Казани Елены учится в шестом классе престижной школы № 18. Вот что она рассказала:

«Мне написала классная руководительница, попросила заполнить таблицу. То есть она поторопила меня, потому что ей нужно было отдать сведения директору школы. Я дала ссылки на аккаунты моего сына в мессенджере, и мне один из членов родительского комитета пояснила, что их не интересует мессенджер. Их интересует полноценная страница. Он, может быть, ведет свою страницу, где-то что-то выкладывает. И, кстати, не попросили тоже страницу, например, «ВКонтакте». Я посмотрела потом таблицу. Действительно, многие родители дали ссылки на свои страницы своих детей. Но на самом деле я вот, например, не успела, потому что я слишком поздно обратила на это внимание. И классный руководитель уже потом не стала настаивать. Не было такого, чтобы это было с какими-то угрозами или еще что-то».

Заявленная цель такого контроля — уберечь детей от участия в депрессивных и суицидальных сообществах, оградить от кибербуллинга и деструктивного контента (например, пропагандирующего насилие). А основной инфоповод, который связывают с введением таких мер — участившиеся нападения на школы учениками. За последнее время произошло целых пять таких случаев. В Красноярске восьмиклассница устроила в школе пожар, в Уфе десятиклассник открыл стрельбу из страйкбольного автомата по учителю и соученикам. До Татарстана эта волна насилия тоже докатилась — в Нижнекамске семиклассник пришел в школу, вооруженный ножом и петардами, и ранил уборщицу.

Настойчивость в соблюдении эксперимента во многом зависит от усердия школьной администрации. В некоторых случаях такие меры вполне могут стать добровольно-принудительными. Или ребенок попросту будет не согласен с решением своих родителей поделиться его данными.

Психотерапевт и многодетная мама Ирина Штанская считает, что такой мониторинг вызовет обратный эффект:

Ирина Штанская Психотерапевт «Это создает пропасть между подростками и взрослыми гораздо большую, чем сейчас мы имеем. Вторжение в личное пространство младшего школьника еще возможно. А если мы берем, например, подростков, более уязвимых, с 7-й по 9-й класс, когда идет становление характера и когда человек яростно отстаивает свои границы, сепарируется от взрослых, и для него, в принципе, социум это друзья, и это самое главное мнение. Если в это пространство будут проникать взрослые, я думаю, что это разрушит отношения со взрослыми, безусловно. Что было бы решением этой ситуации: ввести в школе такие уроки, как эмоциональный интеллект, чтобы дети могли отличить кибербуллинг от каких-то просто шуток, например. Я за разговоры».

Предполагается, что следить за проявлениями школьников в соцсетях будут учителя. Как конкретно это будет организовано — пока неясно. Учитель московской школы Валентина считает, что задумка, может быть, и правильная. Но у нее очень много сложностей в реализации:

«Если я учитель и в первой половине дня провела с детьми уроки, во второй половине учебного дня провела с ними какие-то дополнительные задания, занятия. И получается, что остается свободное время, вечер, где учитель рядовой должен проверять социальные сети 32, допустим, своих учащихся. Мне кажется, что вот здесь как раз и возникнет вопрос, как это осуществлять, когда это делать. Отдельный вопрос — критерии для проверки, что должно насторожить учителя, чтобы он поделился этими тревожными мыслями. Опять же, с кем? С администрацией, с родителями или с правоохранительными органами? И как это будет выглядеть? Непонятно, действительно ли это будут объективные жалобы или опасения учителя».

На деле же дети в соцсетях чувствуют себя гораздо увереннее взрослых. Школьники, увлекающиеся маргинальными сетевыми субкультурами, вряд ли свободно делятся своими никами с родителями. Кроме того, ничего не мешает школьникам завести новые, неподотчетные аккаунты. И цифровой след быстро затеряется. А ощущение вторжения в личное пространство останется надолго.