Алексей Петропольский: «Бизнес еще не адаптировался к тем налогам и повышениям цен, которые произошли с января»
Минэкономразвития предложило поэтапно ввести НДС на все импортные товары на маркетплейсах, чтобы уравнять российских и зарубежных производителей. Среди других предложений — ввести перечень невозвратных товаров и разрешить продавцам удерживать расходы на обратную доставку в случае отказа
Читать на полной версииМинэкономразвития предложило новые правила торговли на маркетплейсах. Ранее Минпромторг предложил ввести НДС в 22% на все импортные товары на площадках с 2027 года, чтобы уравнять российских и зарубежных производителей.
Минэк предлагает действовать постепенно и выступает за поэтапное введение — начать с 5% в 2027 году и постепенно повысить до 20% в 2030-м. Среди других предложений ведомства — ввести перечень невозвратных товаров (продукты и лекарства, например) и разрешить продавцам удерживать с покупателей расходы на обратную доставку в случае отказа. Цена на витрине, по мнению Минэка, не должна зависеть от способа оплаты, поэтому скидки и кешбэки будут отображаться отдельно.
На маркетплейсах, как сообщил вице-премьер Дмитрий Григоренко, может появиться идентификация по биометрии. Это нужно будет в случае приобретения товаров «определенной категории, связанной с безопасностью, товаров 18+». Комментирует введение НДС для зарубежных производителей на маркетплейсах и другие ведомственные инициативы руководитель бюро по защите прав предпринимателей МГО «Опоры России», предприниматель Алексей Петропольский:
— Главный вопрос в том, что уже на сегодняшний момент цены выросли от 10% до 30% абсолютно на все. И если еще сейчас поднять, кривая собираемости налогов, о которой все говорят, пойдет вниз. Бизнес настолько перегрет, что компаний закрывается больше, чем открывается. Поэтому это сейчас несвоевременно, бизнес еще не адаптировался к тем налогам и повышениям цен, которые произошли с января.
— С другой стороны, это же об иностранных товарах речь идет. Получается, российский бизнес здесь при чем? Многие из селлеров говорили, что находятся в неравных условиях по сравнению с иностранными поставщиками.
— То же самое могу сказать по поводу маркетплейсов, самих реселлеров внутри. Чтобы на территории России продать товар с наценкой, его надо привезти, растаможить, сложить на складе и в дальнейшем продать по складской программе с наценкой. Не всегда представляется возможность сделать быстро. И конечно, когда человек выбирает кликнуть, заказать напрямую из Китая, подождать три минуты, у него цена выходит от 30% до 70% дешевле. Те, кто готов ждать, они покупают напрямую из Китая и ждут товары чуть дольше. И это раздает конкуренцию, которая фактически непреодолима. Нужно либо запрещать торговать напрямую из Китая и тогда повышать налоги, либо на сегодняшний момент ничего не делать. Я уверен, что налоги будут дальше повышать, потому что дефицит бюджета налицо, и на сегодняшний момент уже из ФНБ даже деньги взять невозможно. Вопрос именно в том, когда кривая собираемости налогов выйдет на оплату либо начнет падать. Я думаю, что это произойдет в этом году, если будет неаккуратная политика. Как только это произойдет, начнутся послабления для бизнеса, чтобы было у кого собирать. Сейчас дожимают уже самых последних бизнесменов. Я бы их так назвал. МСП фактически попал в зону налоговой травли. Крупный бизнес и так находится на грани взять деньги у государства. Мы это видим по застройщикам и ничего с этим не можем сделать.
— По поводу биометрии. В случае приобретения товаров определенной категории, связанной с безопасностью товаров, 18+, какие риски, на ваш взгляд, для малого бизнеса, для селлеров несет внедрение биометрии?
— Мы видим даже по своим бизнесам, что оплата улыбкой набирает масштабы. Если два года назад 5% оплачивали по биометрии, то сейчас 30% от всех клиентов. Люди не боятся, а выбирают удобство.
— Про новые правила возврата. Предлагается удерживать стоимость обратной доставки с покупателя. Как вы это оцениваете?
— Это сильно повлияет на то, что будут заказывать меньше товаров. Но для маленьких реселлеров это большой плюс, потому что, когда ты отправляешь товар со вклада в Москве в Якутию и оплачиваешь туда-обратно транспортировку, когда от него отказались, это сильно превышает размер наценки на этот товар. Сейчас люди заказывают по 20 вещей, выбирают одну, и реселлеры терпят из-за этого огромные убытки.
— Про прозрачность цен и комиссии. Я имею в виду запрет на зависимость цены от способа оплаты, скидки и кешбэки отдельно. За принудительное участие продавцов в акциях маркетплейсам уже неоднократно выдавали предписание, а банки вели спор с площадками. Как вы оцениваете это предложение?
— Я думаю, что его не примут, потому что товар имеет оборачиваемость. Это прописано в договоре оферты. Грубо говоря, если ты завез соки, а они никому не нужны, то маркетплейс тебе всегда предложит их забрать, вывезти за свой счет и оплатить аренду склада. В договоре пропишут эти обязательства не как акцию, а как обязательства по утилизации товара за свой счет. Не будут его продавать, не будут ничего платить, будут вывозить на склад хранения и там либо ликвидировать, либо выставлять счета за то, сколько обошлось маркетплейсу его туда вывести и хранить.
Профильный комитет Думы по промышленности и торговле поддержал введение НДС для зарубежных товаров на маркетплейсах.