Бизнес-климат в России в феврале ухудшился до минимальных значений с 2022 года
Индикатор бизнес-климата в России сократился с 1,5 пункта до 0,2 пункта, снижение отмечается третий месяц подряд, причем почти во всех видах деятельности, кроме электроэнергетики и водоснабжения
Читать на полной версииИндикатор бизнес-климата в России сократился с 1,5 пункта до 0,2 пункта, следует из «Мониторинга предприятий» Банка России. Показатель рассчитывался на основе опроса более чем 15 тысяч компаний.
Как отмечает регулятор, снижение отмечается третий месяц подряд, причем почти во всех видах деятельности, кроме электроэнергетики и водоснабжения. Ощутимое снижение зафиксировали в торговле автомобилями и добыче полезных ископаемых.
Вот как комментируют ситуацию российские компании разных секторов:
Операционный директор по продажам автомобилей холдинга «Максимум» Александр Кустов
«Если говорить про оценку бизнес-климата в нашей компании, мы, конечно, не проводим специально таких оценок, опросов ни в каких формах, но я не ощущаю каких-то значимых изменений относительно предыдущих периодов. Мы вообще уже давно, если мы говорим про автомобильную отрасль, существуем в тяжелой реальности сурового тяжелого рынка с очень волатильным спросом, поэтому ситуация как была, так и остается тяжелой. Если мы говорим о том, с чем может быть связано сокращение индикатора до минимальных значений применительно к автомобильной сфере, я считаю, что, конечно, это связано очень сильно с внешними факторами, которые определяют конъюнктуру рынка. Этот год точно благоприятным тяжело будет назвать относительно предшествующих: сильнее всего повлияют на изменение спроса в части автомобилей существенный рост налоговой нагрузки на дилерские предприятия, который повлечет за собой увеличение стоимости автомобиля для потребителя, рост ставки НДС, рост утилизационного сбора. Если мы говорим про рост утилизационного сбора, то по дилерским предприятиям это ударит не очень сильно. Наоборот, подхлестнет спрос на новые автомобили. Но с точки зрения спроса на всем автомобильном рынке я думаю, что это будет тоже негативный фактор».
***
Директор строительной компании «АС-Каркас» Сергей Ведрицкий
«Обычно мы смотрим на четыре блока. Это спрос, количество входящих обращений, скорость принятия решений клиентами, маржа; соотношение стоимости работы и материалов; дебиторка и кассовые разрывы — это сроки оплаты, дисциплина клиентов; законтрактованные объемы, предварительные договоренности на три-шесть месяцев. Это наш внутренний индикатор. Его важно считать ежемесячно, не по ощущениям. Что же касается падения индикатора до минимальных значений, бизнес фиксирует ухудшение текущей ситуации прежде всего по спросу, рынок переходит в фазу осторожности и замедления решений. Сокращение индикатора — это сигнал для оптимизации процессов, усиления контроля затрат, нужно фиксировать цены с поставщиками, усиливать предсказуемость нагрузки. Кто в такие моменты считает цифры и управляет рентабельностью, тот потом забирает рынок».
***
Гендиректор компании — поставщика стройматериалов Oman Владислав Смирнов
«У нас небольшая компания, и специально мы такие оценки не проводим, хотя на еженедельных рабочих собраниях мы, понятно, обсуждаем происходящее не только у нас, но и в целом. Сейчас только начало года, а у нас начало строительного сезона. Поэтому рано делать выводы, тем более негативные. На ситуацию повлияла и холодная зима с обильными осадками. Это всегда отражается на логистике, строительстве, спросе. Такие факторы нельзя сбрасывать со счетов. При этом бизнесу сейчас особенно важно чувствовать поддержку государства. Хотелось бы видеть со стороны государства не только давление и новые ограничения, но и реальные меры помощи. Из положительных моментов, которые недавно обсуждались и которые я лично услышал, — это решения, которые позволяют платить налоги и штрафы в рассрочку, а также более гибко подходят к распределению ответственности за нарушения. Я считаю, это правильный шаг, когда дают возможность исправить ситуацию, а не сразу наказывать по максимуму».
Картина отражает торможение экономики, пояснила «Ведомостям» главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец. По ее словам, начало года выдалось для компаний тяжелым: увеличение налоговой нагрузки совпало с сохранением высокой ключевой ставки.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв также отметил, что снижение института бизнес-климата отражает замедление темпов экономического роста, при этом в феврале закончился эффект новогодних праздников и проявились негативные факторы начала года.