Минэк готовит масштабные изменения в регулировании работы маркетплейсов. Ведомство предлагает пересмотреть правила возврата товаров, уравнять комиссии для иностранных и российских продавцов, а также ввести единые стандарты отображения цен и участия в программах лояльности для цифровых платформ, банков и традиционного ретейла.

В правительстве рассчитывают, что эти меры помогут устранить существующие перекосы и усилить конкуренцию в платформенной экономике. Пакет инициатив представил глава Минэка Максим Решетников. Его интервью размещено в канале министерства в месcенджере Max:

Максим Решетников глава Минэка «Пока платформы небольшие и пока инновации развиваются, лучший вариант — не регулировать, не контролировать, чтобы государство стояло в стороне. Но вот торговля уже достигла таких масштабов, когда достаточно много вопросов, в том числе и касательно других секторов. Даже после принятия закона о платформенной экономике возникла точка напряжения с банками, когда платформы начали выращивать свои банки и брать ровно ту же практику, которую банки раньше применяли. Но банки почувствовали угрозу, что у них уходит рынок, и они на определенную практику сказали: «Ребят, ну это неконкурентно. Нас туда не пускают, нас дискриминируют». Мы вынуждены сейчас искать решение. То же самое касается малого бизнеса. До этого то, что мы уже отрегулировали в законе, когда малый бизнес говорил: «Ну, ребят, ну мы не можем, переходя на работу, смотреть, что там изменилось в правилах работы платформ. Просто каждый день мы должны бизнес вести». И мы установили требование о том, что, ребят, давайте, любое изменение оферты вступает в силу через 45 дней. И периодичность изменения тоже ограничили. Вот такими методами мы находим баланс между платформами, ПВЗ, поставщиками, работниками, услугами, потребителями, банками, ну и так далее. Платформенная торговля стала достаточно большой уже для того, чтобы это сформировалось, и пусть это растущий сектор, но это тот сектор, который уже так задевает интересы многих. Поэтому это требует аккуратно все отрегулировать. У нас разная практика есть, с одной стороны, у нас есть новый закон, который определил основные понятия, который заработает у нас с 1 октября этого года и под который мы сейчас активно выпускаем нормативную базу, которая касается правил проверки карточек товаров. А с другой стороны, часть обязательств платформы берут на себя добровольно. Есть такой меморандум платформ, где определенные практики, даже не дожидаясь законодательного регулирования, платформы берут на себя и говорят: «Мы будем работать вот так». Это тоже правильный элемент саморегулирования. Мы, соответственно, поддерживаем и тот, и другой подход, и это нам позволяет соответствовать запросам экономики, понимая, что все-таки законодательство должно уже фиксировать какие-то устоявшиеся вещи, потому что нельзя с той практикой, в которой не уверены, сразу бежать и в закон. Тот случай, когда сначала надо, чтобы люди тропинки протоптали, а потом асфальт класть».

По оценкам Минэкономразвития, объем интернет-торговли в России по итогам 2025 года достиг 11,5 трлн рублей, однако на отечественные товары пришлось лишь 40% оборота. Свыше половины — 6,5 трлн рублей — обеспечил импорт, включая поставки через ЕАЭС.