Сеть Wal-Mart планирует внедрить систему сложных электронных идентификаторов, чтобы отслеживать каждую конкретную товарную единицу джинсов или белья, что в перспективе позволит усовершенствовать контроль запасов. Между тем, по мнению критиков, в связи с подобной инициативой возникают вопросы конфиденциальности частной информации, пишет The Wall Street Journal.

Со следующего месяца Wal-Mart будет на каждую вещь помещать смарт-ярлыки, которые можно считывать ручным сканером. Так сотрудники Wal-Mart смогут быстро узнать, например, какого размера джинсов Wrangler в зале не хватает, и в целом смогут постоянно следить за оптимальным пополнением товаров в зале и контролировать запасы на складе. В случае успеха система радиоэлектронных ярлыков (RFID) будет распространена и на другие продукты в 3750 магазинах сети Wal-Mart в США.

Представитель компании Рауль Васкес (Raul Vazquez) уверен, что возможность мгновенного получения информации обо всех товарах в наличии в торговом зале и на складе реально позволит трансформировать бизнес.

До последнего времени в розничной торговле такие RFID-ярлыки использовались только для отслеживания контейнеров с товарами в логистической цепи. Эти ярлыки содержат уникальные идентификационные коды, которые можно сканировать на расстоянии, пишет The Wall Street Journal.

Wal-Mart активно сокращает издержки внутри своей операционной цепи и выигрышем от экономии делится с покупателями, снижая цены. Методы компании активно применяются и ее поставщиками и, в свою очередь, становятся стандартной практикой в других розничных сетях.

Но очередная инициатива розничного гиганта вызывает вопросы у тех, кто отстаивает конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни, пишет The Wall Street Journal.

Радиомаркировку легко удалить с одежды и пакетов, но ее невозможно «отключить», потому ярлыки остаются хорошим инструментом для отслеживания ваших последних покупок. Недобросовестные продавцы или преступники могут, например, просканировать выброшенный мусор у домов потребителей, чтобы выяснить какие покупки были совершены ими в последнее время.

Высказываются также опасения, что ритейлеры смогут сканировать покупателей, у которых есть документы нового типа с электронным кодом. Так, например, некоторые штаты, в том числе Вашингтон и Нью-Йорк, начали выпускать новые водительские права с радиоэлектронной меткой с уникальными идентификационными номерами, чтобы тем, кто часто ездит, было проще пересекать границы. Эксперты в вопросах конфиденциальности частной информации говорят, что гипотетически продавцы во время совершения покупки могут сканировать клиентов с такими водительскими правами, объединять информацию с данными кредитной карты, и в следующий раз они сразу располагают информацией о человеке, как только он входит в магазин.

Эксперты в области радиоэлектронных меток отвергают все опасения по поводу «Большого брата», но активисты пытаются надавить на розничные сети. Несколько лет назад бойкот объявили группе Benetton, после того как один из производителей RFID-ярлыков объявил, что планирует поставить компании 15 млн радиометок. В Benetton впоследствии прояcнили, что лишь оценивают возможности этой технологии, но никогда не встраивали ни одного датчика в одежду.

Сеть Wal-Mart предъявляет требование, чтобы поставщики устанавливали радиодатчики на удаляемые ярлыки или упаковку, а не вшивали их в саму вещь, чтобы максимально исключить опасения по поводу возможного контроля за перемещением потребителя. Кроме того, в супермаркетах будет размещаться информация об использовании таких ярлыков.

«Вопросы по поводу конфиденциальности обоснованные, но в данном случае преимущества намного перевешивают возможные опасения, — заявил в интервью The Wall Street Journal профессор Массачусетского технологического института Санджай Сарма (Sanjay Sarma). — Эти ярлыки не содержат никакой личной информации. По сути это штрих-коды с серийными номерами. Кроме того, их легко удалить».

Представители Wal-Mart не дают оценок потенциального выигрыша от этого нововведения. Но аналогичная пилотная программа в American Apparel в 2007 году показала, что продажи выросли на 14,3% по сравнению с магазинами, где подобные метки не использовались, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные производителя RFID-ярлыков компании Avery Dennison.

В США еще ряд розничных компаний, в том числе J.C. Penney и Bloomingdale's, начали экспериментировать с радиоэлектронными ярлыками, которые используются для маркировки одежды для лучшего контроля за наличием в зале нужных цветов и размеров. В Европе эту технологию также приняли на вооружение несколько сетей.

В Wal-Mart не раскрывают информацию о том, сколько вложено в развитие технологии, однако сеть подтверждает, что субсидирует часть расходов поставщиков, сообщает The Wall Street Journal.