В Гагаринском суде Москвы завершается процесс по делу о похищении весной прошлого года сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского. В четверг в ходе прений сторон прокурор потребовала для обвиняемых уроженцев Грозного Магомеда Горчханова и Заремы Датаевой 15 и 8 лет лишения свободы соответственно. Первый полностью признал свою вину и попросил у потерпевшего прощения за содеянное. Датаева до конца отрицала свою причастность к преступлению и утверждала, что попала на скамью подсудимых случайно. Приговор суд планирует огласить 16 августа.

Михаила Ставского-младшего пытались выкрасть дважды. В первый раз — 24 февраля прошлого года возле здания Российского государственного университета нефти и газа на Ленинском проспекте, где учился молодой человек. Тогда Ставского спасло то, что один из нападавших поскользнулся. Юноша убежал.

13 апреля 2009 года бандиты повторили попытку. Четверо злоумышленников дождались, когда Ставский, которому на тот момент было 17 лет, вышел из института, затолкали его в BMW и скрылись. По данным следствия, вначале сына топ-менеджера Роснефти держали в арендованном доме в подмосковном Алабино, затем перевезли в находящуюся в том же Наро-Фоминском районе Апрелевку.

В плену он провел чуть более двух месяцев. Михаила Ставского отпустили в ночь на 18 июня. Преступники надели на голову молодому человеку мешок, посадили в машину и высадили в районе поселка Софьино. Как установили следователи, юношу приказал отпустить один из похитителей, ранее судимый Виталий Чернобровкин, когда узнал, что милиция пришла арестовывать его гражданскую жену Зарему Датаеву.

Всего же, как установили сыщики, в похищении участвовало шесть человек. Чернобровкин и бывший сотрудник милиции Андрей Карпов были убиты в 2009 году. Они оказали вооруженное сопротивление в ходе операции по задержанию. В этом году в Ингушетии был застрелен еще один участник похищения, некий Багаутдин Далгиев. А в конце марта в Башкирии арестовали еще одного предполагаемого участника похищения Александра Яшина. Он был тяжело ранен и по сей день находится в больнице.

Несостоявшийся «джихад»

Согласно озвученной в суде фабуле обвинения, целью похищения сына вице-президента «Роснефти» было получение выкупа, который похитители планировали потратить на джихад, работая по заданию ликвидированного весной этого года в Ингушетии лидера боевиков Саида Бурятского. Но выкуп преступники так и не успели потребовать.

Зарему Датаеву взяли в ночь на 18 июня в съемной квартире на Ленинском проспекте, где она проживала с принявшим ислам Чернобровкиным и его знакомым, 37-летним Магомедом Горчхановым. Обвинение утверждает, что женщина помогала похитителям и ежедневно готовила для заложника еду. Горчханова арестовали спустя 7 месяцев в Ингушетии и этапировали в Москву.

На суде мужчина полностью признал вину и попросил прощения у Ставского-старшего, рассказав, что недавно сам стал отцом и понял, какие чувства испытали родители похищенного.

Горчханов рассказал, что приехал в Москву из Грозного в 2008 году на заработки, трудился в сфере ЖКХ, подрабатывал в шиномонтаже, но денег все равно не хватало. Через некоторое время в мечети Горчханов познакомился с Карповым, который подыскал ему хорошую работу водителя, а вскоре предложил заработать денег, которых бы хватило на несколько лет. «Я понимал незаконность предлагаемых действий, но движимый целью исправить свой быт и возможностью изменить место жительства, согласился», — сказал Горчханов. В его задачу входило подкараулить Ставского-младшего у здания университета и подать сигнал сообщникам, что юношу можно красть. Горчханов утверждал, что не знал многих деталей похищения, в частности, размер предполагаемого выкупа, а свою долю «в деле» он представлял лишь приблизительно.

Расследование дела взяли на контроль Медведев и Кадыров

В четверг показания дала Зарема Датаева. Отвечая на вопросы своего адвоката Анны Бюрчиева, женщина заявила, что ей ничего не было известно о похищении сына вице-президента «Роснефти». Она отрицала, что готовила для заложника еду. Из сбивчивого рассказа подсудимой следовало, что в столицу она и ее гражданский муж перебрались из Читы. На заработки мужа в столицу позвал Горчханов. Она же хотела родить ребенка и большую часть времени в Москве ходила по врачам.

Женщина призналась, что некоторое время действительно провела в поселке Алабино, где ей посоветовали пожить знакомые из-за частых мигреней. Кроме мужа, она никого там не видела и не знала, что в съемной квартире на Ленинском проспекте хранились документы заложника, заверила Датаева.

Визит милиционеров стал для нее настоящим шоком. «В 11 часов вечера кто-то принялся колотить в дверь. Они не представились и угрожали взломать дверь. Я испугалась и позвонила мужу», — рассказала обвиняемая. Она не отрицала, что по просьбе мужа выбросила в окно его сумку с документами (позже ее подобрали сотрудники ФСБ — BFM.ru ). Лишь позже от милиционеров она узнала, что расследование дела о похищении сына вице-президента «Роснефти» взяли под личный контроль Дмитрий Медведев и Рамзан Кадыров.

Адвокат просила оправдать подсудимую. Анна Бюрчиева заявила, что следствие не смогло представить доказательств причастности ее подзащитной к преступлению, как доказать и то, что подозреваемые были ваххабитами. «Эта красочная формулировка появилась потому, что почти всех фигурантов этого дела убили, следствие не могло их поймать», — отметила защитница. По ее мнению, звонок Датаевой гражданскому мужу спас жизнь заложнику. «В противном случае мальчика могли убить», — сказала адвокат. Тем не менее, в ходе прений сторон гособвинитель заявила, что считает вину подсудимых полностью доказанной. Она просила суд признать Горчханова виновным в покушении на похищение человека и в похищении, а Датаеву только в похищении.

Подсудимый уповал на милосердие

Горчханов был настолько утомлен процессом, что почти не протестовал против длительного срока наказания. «Я совершил преступление и признавал вину самого начала, — сказал он в последнем слове. — Я готов к наказанию. Но ведь Бог милосердный, и люди всегда прощали друг друга. 15 лет — это слишком много. Однако если вы считаете так, то у меня нет сил и возможности доказывать обратное». Он попросил судью Любовь Звягину, если возможно, назначить более мягкое наказание: «Я еще раз приношу извинения и прошу вас как-то повлиять на приговор»

В свою очередь, Зарема Датаева сказала, что рассчитывает на справедливость суда. «В том, в чем меня обвиняют, это неприемлемая вещь. Я сожалею, что невольно оказалась заложницей сложившейся ситуации», — отметила подсудимая.

В ходе судебного разбирательства, которое длилось два месяца, Ставский-младший так не разу и не появился в суде. Судье были переданы документы, свидетельствующие, что юноша учится в Лондоне, а также медицинская справка, подтверждающая, что Ставский по состоянию здоровья не сможет явиться на процесс. Адвокат потерпевшего предъявил к подсудимым иск о возмещении морального вреда на сумму 10 млн рублей. В четверг он подтвердил заявленные требования.