16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
20 декабря 2010, 13:28 Компании

В России достаточно сложно строить инвестиционные планы

Лента новостей

С 1 января в России начнется постепенный переход от привычных ламп накаливания на более эффективное — и дорогое — освещение. Готовность Philips вкладывать деньги в Россию сдерживается отсутствием четких сигналов от правительства РФ

Владимир Габриелян. Фото предоставлено компанией Philips
Владимир Габриелян. Фото предоставлено компанией Philips

С 1 января 2011 года в России вступает в силу запрет на производство, импорт и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. С 2013 года вроде бы предлагается запретить оборот ламп от 75 Вт, а с 2014 года — мощностью 25 Вт и более. Так россиян пытаются приучить к более энергоэффективному, но одновременно и более дорогому освещению. Если обычная лампа накаливания стоит около 10 рублей, то светодиодная — минимум тысячу. Очевидно, что огромный российский рынок интересен иностранным производителям. Но инвестиционные устремления одного из основных мировых игроков, компании Philips, сдерживаются отсутствием четких сигналов от правительства РФ относительно планов на будущее. Об этом BFM.ru рассказал Владимир Габриелян, вице-президент и генеральный менеджер сектора Philips «Световые решения» в России, Белоруссии, Украине, Кавказе и Средней Азии.

— На прошлой неделе определились первые резиденты, которые будут работать в иннограде «Сколково». Среди них есть и компании, занимающиеся энергосбережением — это поле деятельности Philips. Компания планирует участвовать в проекте «Сколково»?

— Пока мы изучаем такую возможность. «Сколково» — интересный проект, который во многом соответствует тому, что делает Philips в области инноваций. Есть платформа для обсуждения, но конкретных планов по взаимодействию со Сколково у нас пока нет.

При этом международный опыт позволяет компании Philips делиться успехом подхода открытых инноваций. Philips стала первой западной компанией, которая запустила в партнерстве с НИПК «Электрон» уникальный проект разработки и производства высокотехнологичного медицинского оборудования. Он реализуется в формате инновационного партнерства полного цикла. Уже сейчас доля российских инноваций в данном проекте около 15%, в течение трех лет этот показатель достигнет 51%. Чтобы добиться таких результатов, нам необходимо будет успешно сотрудничать с российскими партнерами в форме открытых инноваций. Очевидно, что «Сколково» может стать для нас одной из привлекательных площадок в данной работе.

Во-вторых, мы изучаем возможность применения аналогичного подхода к светотехнике. Закон об энергоэффективности и повышении энергосбережения, без сомнения, дает прекрасную возможность нашей компании. В области световых и энергосберегающих решений Philips занимает серьезные позиции в мире и может предоставить очень интересные возможности для того, чтобы добавить сюда локальный контент. Пока мы завозим в Россию продукцию, а не производим ее.

— Насколько российский рынок готов к восприятию световых решений, основанных на светодиодах? Ведь они дорогие.

— Действительно, пока основная проблема светодиодов в их дороговизне, несмотря на то, что они интересны с точки зрения энергоэффективности, превышающей 80%, и огромных возможностей для дизайна и управления светом. Еще 10 лет назад про светодиоды говорили как про экзотику, а сегодня уже от 5 до 7% всего светотехнического глобального рынка основано на светодиодных решениях. В России ситуация приблизительно такая же.

Глобальный тренд очевиден — в ближайшие 5 лет эти 5% превратятся более чем в 50%. Светодиодные решения становятся все более востребованными. У нас самих, коль скоро мы являемся одним из ведущих игроков, не только предлагающих рынку изделия из светодиодов, но также и выращивающих светодиоды, есть определенные шаги и планы, которые четко показывают нам то, каким образом будет снижаться себестоимость светодиодных изделий. К 2015 году светодиодные бытовые лампы будут раз в десять дешевле, они станут доступны широкой публике.

Недавно мы выпустили на европейский рынок светодиодный аналог бытовой 60-ваттной лампы, по сути дела это революционный прорыв в светотехнике: светодиодных ламп много, но они меньшей ваттности — 10, 25, 40. Наша 60-ваттная лампа стоит в Европе 49,99 евро. Мы прекрасно понимаем, что по такой цене в России никто покупать не будет — существует огромное количество непонятно кем и как брендованных ламп, которые могут стоить 500, 600, 700 рублей. Другое дело, что многие из них сделаны без соблюдения необходимых стандартов и норм, а это достаточно опасная вещь с точки зрения пожарной безопасности. К тому же у неправильно сделанной светодиодной лампы может быть и некачественный свет, способный вызвать проблемы со зрением, не говоря уже о том, что она проработает намного меньше.

Помимо того, что в России, по сравнению с Европой, более низкий уровень жизни, в России пока нет рынка светодиодных изделий. Первое и основное для того, чтобы он сформировался, — это нормы и стандарты. Сегодня большинство продукции приходит в Россию из Азии, как правило, она не сертифицирована. Из-за того, что нет стандартов, изделие лишь называется светодиодным, а его стоимость может различаться в разы. И потребитель не до конца понимает почему.

Во-вторых, для формирования рынка необходимо государственное стимулирование. Лампа накаливания стоит около 10 рублей, светодиодная не может стоить дешевле тысячи рублей. Разница огромная, и надеяться на то, что население начнет покупать эти лампы, наивно. При этом третья проблема, которая не способствует формированию рынка светодиодных решений, в том, что у нас на сегодня нет четкого понимания того, куда будут двигаться световые технологии в России.

— То есть?

— Мы не совсем понимаем, как правительство планирует стимулировать отказ от старых технологий и переход к новым. Емкость рынка ламп накаливания, об отказе от которых было объявлено в прошлом году, составляет около 600 миллионов штук. Была взята модель Европы, где с этого года уже пошел отказ от ламп мощностью 75 ватт и выше. И к 2012 году лампы накаливания должны быть полностью выведены из обращения.

В России пока подтвержден лишь запрет на лампы мощностью от 100 Ватт и выше. Из-за того, что нет подтверждения следующих шагов, достаточно сложно строить инвестиционные планы. Если мы отказываемся только от 100-ваттных ламп, то это увеличит рынок энергосберегающих и светодиодных ламп на 20-25%. Если компании будут понимать, что шаги правительства подтверждаются и будут реализованы, то будет смысл инвестировать, вкладываться в разработки и производство, начинать борьбу за этот рынок.

Благодаря Жоресу Алферову все говорят про светодиоды, это достаточно модная вещь, правительство и президент заявляют о том, что это одно из ключевых направлений в области энергоэффективности. Вектор в этом направлении задан, осталось сделать несколько шагов, которые помогут рынку стать цивилизованным и качественным.

Мы в этом плане достаточно четко заявили свою позицию в Минэкономразвития, перед которым поставлена задача определить стратегические направления в области энергоэффективности, и Министерстве промышленности и торговли. Но и конечный потребитель тоже заинтересован в энергоэффективности. У нас очень много прорывных контрактов с владельцами промышленных компаний, которые прекрасно понимают, что энергоэффективное освещение уже сегодня может помогать им экономить до 50-60% от издержек, связанных со светом. Стало проще взаимодействовать с муниципалитетами, потому что в этом плане правительство делает определенные шаги.

— Какие именно?

— Установлено минимальное количество светодиодных решений при госзакупках — 5%. Если говорить о необходимости ускоренного перехода на светодиодные решения, то, как мы считаем, этих пяти процентов явно недостаточно. Надо говорить о цифре минимум в 30%, чтобы создавать рынок локального производства, а не рынок импортных светодиодных решений.

Существует необходимость создания или предложения финансовых инструментов для госорганов или муниципалитетов, потому что, повторюсь, пока светодиоды — решение достаточно дорогое. Возникает необходимость ускоренного прихода на рынок энергосервисных компаний, компаний-посредников между муниципалитетом и производителями изделий. Такая компания, купив изделие, может отдать его муниципалитету. Но для этого необходима законодательная база, в соответствии с которой энергосервисные компании будут гарантированно получать в течение определенного времени те деньги, которые тратит муниципалитет на освещение.

Благодаря энергосервисным компаниям муниципалитеты имеют возможность немедленно, без бюджетных инвестиций, установить энергосберегающие системы освещения. Оплата инвестиций будет происходить из средств, сэкономленных в результате модернизации

— За последние несколько лет компания Philips реализовала в нескольких российских городах, в том числе Красноярске и Махачкале, проекты по модернизации городского освещения. Какой из этих проектов вы могли бы назвать образцовым в том, что касается эффективного сотрудничества крупной международной компании с российскими чиновниками?

— Тонкий вопрос, я боюсь обидеть чиновников в других городах, потому что, на мой взгляд, за последние годы произошло качественное изменение тех людей, которые работают в «Горсвете» или муниципалитетах. Туда пришли умные, деятельные и понимающие люди. Каждый из упомянутых вами городов — это прекрасная возможность доказать, что если чиновник понимает, о чем идет речь, и готов слушать, то можно сделать серьезный проект.

Я бы остановился на Красноярске, это мой родной город. В центральной его части мы установили современные светильники, они не светодиодные. Пока в России мы предлагали газоразрядные решения, которые намного эффективнее прежних, ртутных, светильников. Кроме того, в Красноярске мы объединили эти светильники с помощью специальной системы управления, благодаря которой городские власти могут управлять светом: менять его интенсивность, включать и выключать в зависимости от того, светлое время суток или нет. Ежегодная экономия электроэнергии составляет более 570 тысяч кВт/ч, что эквивалентно 1,3 млн рублей. Я считаю, что Красноярск стал пилотным проектом, когда мы не просто продали изделие муниципалитету, но и показали, как свет становится цифровым, что им можно управлять, и делать это могут сами городские власти.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию