Раздел в разработке

  • $35.683000:00
  • 49.317500:00
  • RTS1517.1117:17
  • MICEX1302.3316:57
17 мая 2012, 20:31 ФинансыКонфликтыРоссияБанки, вклады и кредитыПравоТехнологии

ТКС-банк отправился в Интернет за долгами

Банк «Тинькофф Кредитные системы», уже отметившийся нарушениями требований ЦБ, устроил акцию по возврату долгов через социальную сеть. Судя по всему, и в данном случае специалисты банка не изучили законы, в частности, о персональных данных

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Банк «Тинькофф Кредитные системы», уже отметившийся нарушениями требований ЦБ, стал использовать в своей практике новый метод борьбы с неплательщиками по кредитным картам. Коллекторы банка начали разыскивать неплательщиков в социальной сети «Одноклассники» и рассылать их друзьям информацию о долге своего заемщика. Юристы полагают, что банк своими действиями нарушает российское законодательство, в частности закон о защите персональных данных

Пользователь соцсетей Twitter и «Одноклассники» Вениамин Чеботарев написал на своей странице о том, что по списку его друзей банк ТКС разослал сообщение, что разыскивает его по подозрению в совершении мошеннических действий. Также в сообщении указывалось, что банк начал процедуру принудительного взыскания долга и готовит заявление в полицию по месту прописки Чеботарева. Банк просил друзей пользователя сообщить его контакты и заранее благодарил за содействие в поиске должника.

«Коллекторы банка тестируют новые формы борьбы с неплатежами. Под тест попадают люди, которые ведут себя как типичные мошенники: неоднократно не платят по кредиту и не реагируют на обычные в таких случаях уведомления: SMS, электронная почта, телефон. Поскольку такой клиент подозревается в мошенничестве, коллекторы пишут заявление в полицию и предпринимают меры по розыску неплательщика, в том числе через знакомых ему людей», — рассказали BFM.ru в банке.

Проект «Одноклассники» не предоставлял никакой информации банку «Тинькофф Коредитные системы», так как личная информация о пользователях не раскрывается никаким кредитным или коллекторским организация без решения суда, прокомментировали BFM.ru ситуацию в пресс-службе «Одноклассников». Сотрудники соцсети сообщили также, что до сих пор от пользователей не поступало жалоб на подобные действия других банков, а рассылка сообщений от имени ТКС-банка исходила от банка без какого-либо уведомления «Одноклассников». «Если «Одноклассники» будут получать жалобы на повторяющийся спам в свою службу поддержки, то аккаунт, с которого осуществляется рассылка, будет заблокирован», — отметили в социальной сети. К сожалению, заранее заблокировать такие сообщения невозможно, так как это личное сообщение одного пользователя другому, и его содержания служба поддержки не видит. От комментариев по поводу этичности такого поведения банка в соцсети воздержались.

Немножко о законах

Такие действия коллекторов абсолютно неправомерны, так как вопрос о том, совершал клиент мошенническое действие или не совершал, — это предмет оценки суда, полагает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Таким образом, отмечает юрист, коллекторы могут быть обвинены в нарушении неприкосновенности частной жизни и распространении сведений, порочащих честь и достоинство граждан. У банка есть право обратиться в суд и взыскать задолженность, если она имеется. Но сделать он это может только в судебном порядке.

Генеральный директор коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева отмечает, что взыскание долгов через социальные сети является нарушением статьи 137 Уголовного Кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни». В ситуации, когда информация о задолженности человека перед банком рассылается его друзьям, имеет место и сбор персональных данных о человеке, и их разглашение. «Несмотря на то, что взыскание долга — это сложная с юридической точки зрения задача, все же цивилизованный российский рынок коллекторства старается не нарушать требования закона, поэтому к таким способам не прибегает», — утверждает Елена Докучаева.

Поиск должника через соцсеть — дело сложное еще и потому, что в соцсетях зарегистрировано много людей, чьи фамилия, имя и отчество совпадают. Отсюда высокая вероятность того, что можно принять одного человека за другого. «Коллектору сложно проверить, распространяет ли он в социальной сети информацию именно в отношении должника, поскольку в данных пользователей не всегда содержатся сведения, позволяющие индивидуализировать конкретное лицо. Поэтому вполне реальна ситуация, когда лицо, в отношении которого коллектор распространяет информацию, может оказаться просто однофамильцем должника», — поясняет юрист юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры» Екатерина Знаменская.

То, что ошибки с адресатами могут быть, признает и пресс-служба «Одноклассников», так как в сети зарегистрировано много людей с одинаковыми фамилиями, именами и даже городом проживания.

По словам Екатерины Знаменской, гражданское законодательство в ситуации, когда коллекторы перепутали одного человека с должником, встает на защиту нематериальных прав таких «объявленных должников» — в случае, если информация, распространяемая в отношении них, является недостоверной, происходит нарушение принадлежащих им нематериальных благ, таких как честь и доброе имя, деловая репутация. Гражданин в такой ситуации вправе требовать по суду опровержения порочащих его сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Однако если даже коллектор распространяет в социальной сети достоверную информацию в отношении реального должника, то фактически он распространяет его персональные данные, на что согласия должник не давал, продолжает Екатерина Знаменская. Она поясняет, что в этом случае происходит уже нарушение законодательства о персональных данных.

Пользователи отреагировали

Между тем, действия банка активно обсуждаются в соцсетях. Сторонников подобной коллекторской деятельности BFM.ru нейти не удалось, а противников, естественно, оказалось множество.

Так, пользователь сети Twitter Руслан Москвитин полагает, что эта история «вновь показывает, что в России еще полно идиотов, готовых брать сомнительные кредиты под высокие проценты».

Пользователь Leonid придумал новый рекламный слоган: «Хочешь напомнить о себе? Возьми карту «Тинькофф Кредитные системы» и коллекторы банка расскажут всем твоим хоть чуть знакомым о тебе много интересного».

Перечень высказываний можно продолжить, но суть отношения к банку пользователей сетей очевидна.

Отметим только, что часть из них не видит в попытке выбить долги через соцсети ничего нового «Со времен дона Корлеоне изменились методы, а не смысл ведения бизнеса — вложи рубль и отбей прибыль».

Напомним, о том, как зарабатывать деньги и где брать деньги на создание бизнесов и их становление, сам Олег Тиньков рассказал в своей книге «Как стать бизнесменом».

Рекомендуем:

Комментарии:

  • авторАлексей Андреев21 февраля 2013 23:42Ответить

    Если вы карту не активируете, то и взыматься с вас никакая плата не будет.

  • авторСТРЕЛЕЦ20 ноября 2012 20:26Ответить

    Вот это мой случай. Только карту по моей просьбе не закрыли(я не пользовалась ею с 2009 года), она просрочена и новой я не активировала. Платить не собираюсь!

  • авторСТРЕЛЕЦ20 ноября 2012 20:21Ответить

    С ТКС ничего не имею, в смысле кредит вернула с лихвой, заплатила за лишний год якобы за обслуживание карты (вдруг пригодится, буквально навязали), а сейчас, спустя год, осаждают СМС-ми и звонками за якобы просроченый платеж по кредиту, которого не брала. Карта уже два года не действительна. Ну не уроды,ли?

  • авторАлександр28 октября 2012 06:49Ответить

    А какие претензии к банкам ??? Сами то мы дадим в долг штуку а потом носимся по сетям с просьбой отдать не отдают в суд бежим и это из-за штуки...чем люди лучше банков.Не бери раз не знаешь как отдавать будешь привыкли к халяве а по долгам платить надо думай прежде чем взять...

  • авторАлександр28 октября 2012 06:43Ответить

    Интересно а какой банк вы подразумеваете , нельзя ли уточнить.С Тиньковым четыре года и за обслуживание карты с меня берут раз в год и в дату активации карты а не в дату ее выпуска....

  • автор Сергей Парфентьев 08 октября 2012 23:36Ответить

    Очень интересна позиция банка: раздать бесплатно карты по всей стране, а потом начать собирать плату за "обслуживание карты" (которая, оказывается, начисляется, причем отправной датой является дата выпуска карты, а не ее активации). В итоге, даже не пользуясь картой ТКС-банка, то есть не занимая у банка ни копейки, ты становишься должником. Неужели не очевидно было при запуске этого бизнеса, что 98 из 100 человек при такой схеме получения карты вполне могут просто забыть про нее, не пользоваться? И да, стать должниками банка, которые оказались должны заплатить за мифическое "обслуживание карты", которое непонятно в чем заключается. Это вполне очевидно, и, судя по всему, это сознательное бизнес-решение:) а точнее - отличная разводка:) Но не смотря на слово "отличная", ключевое слово тут - разводка.

  • авторКирилл27 сентября 2012 12:38Ответить

    Правильно банк делает, а как этих идиотов-неплательщиков искать... А то у нас привыкли брать и не отдавать. У добропорядочных заемщиков никогда не будет проблем с банком, всегда можно договориться, даже если появились трудности с выплатой кредита. А про проценты: не нравится - не бери! А вот из-за таких "умников" мы и переплачиваем.

  • авторНаталья, клиент ТКС23 сентября 2012 17:44Ответить

    Банк ТКС - самый понятный и технологичный банк, проблемы с долгами возникают у следующих групп клиентов: 1) тупых, 2) невнимательных, 3) халявщиков, 4) находящихся в стадии мании в момент принятия на себя обязательств по кредиту. У адекватных людей проблем с этим банком быть не должно, за исключением разного рода форс - мажора

  • авторЕвгения26 июля 2012 16:48Ответить

    Ха, дурак. Пара месяцев прошло, а мне как зарплату платили там хорошую, так и платят))))

  • авторВера26 июля 2012 12:37Ответить

    Взял-отдай!Не отдаёшь-мошенник!Если-бы взяли у меня,то я любыми путями постаралась бы вернуть мои кровные(да и любой так-же).Вот пристроились-брать и не отдавать.Правильно делает банк!За счёт таких неплательщиков повышают нам проценты.А о совести вообще все забыли.Удачи банку в возврате долгов! Клиент банка "Тинькофф Кредитные системы"

  • Еще 10 комментариев

Вы не авторизованы

Добавить комментарий без регистрации:

Уважаемые читатели BFM.ru!
Комментарии на портале работают в режиме премодерации.
В связи с этим их появление на сайте будет занимать некоторое время.
Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах
FacebookВКонтакте и  Twitter

Актуальные темы:

Новости партнеров