16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.25
25 августа 2012, 14:23

Британское образование для рынка труда

Лента новостей

Британская образовательная система ориентирована на подготовку специалистов для реального рынка труда. А это предполагает большой выбор узких специализаций, широкий контекст, междисциплинарный подход и сочетание теории и практики

Фото: AP
Фото: AP

Британские университеты очень адаптивны в своих образовательных программах. Создаются новые курсы, отвечающие требованиям времени, нередко — на стыке разных дисциплин. Зачастую возникающая таким образом узкая специализация оказывается очень востребованной рынком. Скорее даже, спрос рождает предложение.

Широкие возможности узких специализаций

Например, новый курс магистратуры по направлению Carbon Finance (MSc) в бизнес-школе Эдинбургского Университета (University of Edinburgh) готовит не просто финансистов, а профессионалов в области торговли квотами на выбросы парниковых газов и инвестиций в проекты, связанные с изменением климата. Это направление активно осваивают многие международные корпорации. На следующий учебный год есть даже стипендия DeutschePostDHL в размере 8 тысяч фунтов стерлингов для студентов из Африки и наименее развитых стран (по классификации ООН).

Университет Роухемптон (University of Roehampton) в рамках одного из своих самых признанных и развитых направлений — на кафедре танца — также расширяет спектр специализаций в магистратуре. Танец изучают во всех аспектах — хореография, танец и антропология, теория и история балета (ballet studies). Есть курс по выбору «танец и политика», который ведется, в частности, и на магистерских программах. «Мы изучаем, как танец использовался в разных исторических контекстах и как откликался на политические и социальные изменения. Рассматриваются такие темы, как влияние феминизма и роль Айседоры Дункан, танец в годы холодной войны — например, гастроли Большого театра в Лондоне в 1956 году, когда американцы прислали своих танцовщиков Марту Грэм, Пола Тейлора, и Лондон стал таким образом культурной площадкой для столь разных идеологий. Кроме того, мы, например, анализировали особенности постановки сюжета «Спартака» в балете Большого и фильме Стэнли Кубрика — в разрезе не только эстетики, но и идеологии», — рассказывает доктор Хелена Хаммонд, преподаватель кафедры танца в Университете Роухемптон.

В Великобритании это одна из самых больших кафедр танца. На преддипломных трехлетних программах учится 250 студентов, есть и PHD — диссертации сейчас пишут около десяти аспирантов. В бакалавриате половина нагрузки — это работа в танцевальных студиях, а остальное — изучение теории, истории и контекстов, поскольку важно как восприятие танца в его изначальной, физической форме, так и интеллектуальное осмысление.

Доктор Хаммонд подчеркивает, что это не только практические, но академические программы, и требования к поступающим соответственно высокие в плане навыков презентации, уровня письменных работ. Студенты приходят с разным образованием и профессиональным опытом, и поскольку разные курсы магистратуры имеют много общих дисциплин, все они в ходе обучения обмениваются информацией и узнают что-то новое друг от друга.

Преподаватель кафедры Тамара Томич-Виаджич поясняет, что действительно, некоторые из выпускников станут танцорами и хореографами. Но можно выбрать и что-то другое из множества альтернативных профилей. Многие в итоге связаны с административной работой, занимаются организацией балетных коллективов или школ и применяют на практике знания о том, как это функционирует, как привлекаются средства. Они учатся писать различные материалы — маркетинговые и прочие публикации, возможно, критику. Они получают навыки работы с информацией, если кто-то впоследствии будет хореографом, он будет иметь представление, как создается танец, что для этого необходимо, как организуются мероприятия. Широкий контекст в образовании дает новый диапазон, впоследствии выпускники привносят эти знания в свою сферу деятельности, могут расширить аудиторию, отмечает Томич-Виаджич.

В бакалавриате вводятся два модуля, которые преподает бизнес-школа. Курс Entrepreneurial Dancer касается предпринимательского аспекта в профессии танцора (на последнем курсе бакалавриата учащиеся готовят небольшой танцевальный проект). Целью этих модулей является развитие всех необходимых навыков, которые позволят свободному художнику строить успешную карьеру в глобальной экономике.

Университет Роухемптон. Фото предоставлено пресс-службой Roehampton University
Отраслями специализации Университета Роухемптон являются педагогика и преподавание (исторически основной профиль колледжей, на базе которых в итоге возник Роухемптонский университет), а также большой набор дисциплин в области искусства, гуманитарных и общественных наук. Согласно RAE 2008 (Research Assessment Exercise — Программа оценки качества исследовательской работы в учебных заведениях Великобритании), Университет Роухемптон был признан лучшим по уровню научных исследований в области танца и антропологии. Среди современных высших учебных заведений, получивших статус университета после 1992 года, Университет Роухемптон — лидер по показателю трудоустройства выпускников: согласно общебританскому отчету DLHE за 2010 год, 92% учащихся за первые полгода после окончания обучения получают работу или поступают на программы дальнейшего образования. Важнейшее преимущество Роухемптона по сравнению с остальными лондонскими вузами — красивый живописный кампус в парковой зоне на площади более 20 га. Общежития и учебные и исследовательские корпуса в исторических и новейших современных постройках компактно объединены на одной территории.

Теории практик

Большой объем теории и письменных работ на творческих специальностях отмечают и русские студенты Университета Голдсмитс (Goldsmiths University of London).

Ирина, магистр по специальности «Фотография и культура», говорит, что искала именно теоретический курс. Технике фотографии она училась в Нью-Йорке, затем в Московской академии фотографии, до этого получила в России высшее образование по специальности «архитектура». В Голдсмитсе нашла уникальную программу, ориентированную именно на изучение «визуального языка», которым является фотография, и отвечающую на вопросы, как создать проект и что можно в нем выразить. Диссертация, соответственно, состоит из визуальной части и письменной.

Екатерина, обучающаяся на курсе популярной музыки по специализации фортепиано (BMus), также отмечает существенный акцент на теорию и большой объем сочинений. На вопрос о причинах своего выбора в пользу лондонского университета студентка Голдсмитса, психолог-педагог по первому образованию, поясняет, что других подобных курсов попросту нет и даже сравнивать не с чем: «В России очень развито классическое направление в музыкальном образовании, есть джазовые курсы. Кроме того, музыкальное образование выстроено как жесткая система, нужно закончить сначала музыкальную школу, потом училище и так далее. Здесь, скорее, оценивают мотивацию и способности. А благодаря большому объему теории впоследствии можно работать не только профессиональным музыкантом, но и музыковедом, преподавателем».

Студентка магистратуры Digital Media / Imagemaking на факультете Media & Communications добавляет, что ее программа, вопреки ожиданиям, на самом деле «чистая теория», плюс большой объем философии, особенно французской. На Image making можно снимать кино, заниматься фотографией, попробовать себя в анимации. Например, в своем финальном проекте студентка выбрала тему из области visual arts, связанную с танцем и движением, и дополнила ее с переосмыслением философских идей, например, Жака Деррида.

Университет Голдсмитс. Фото: Marxpix/flickr.com
Голдсмитс, входящий в состав Университета Лондона, знаменит прежде всего как кузница кадров в области культуры и искусства, это современный вуз, поощряющий «нестандартный» подход, альтернативное мышление. Среди его воспитанников, в частности, скульптор Энтони Гормли и художник Дэмиен Херст. Кроме того, колледж входит в двадцатку лучших в Великобритании по преподаванию гуманитарных наук и занимает сильные позиции в журналистике. Есть также отделения социологии и вычислительной техники. Университет предлагает курсы Foundation, программы бакалавриата, магистратуры и PHD. Помимо этого, для иностранных студентов и специалистов с высшим образованием предлагаются краткосрочные программы Study Abroad продолжительностью от трех месяцев до года. Кампус расположен в районе Нью-Кросс, на юго-востоке Лондона, в 15 минутах езды от центра. Лидером по показателям трудоустройства является отделение дизайна (по данным прошлого выпуска, из 60 учащихся на бакалавриате 98% получили работу). Выпускники факультетов Английский язык, История и Психология получают самую высокую стартовую зарплату после окончания обучения, согласно статистике национального исследования трудоустройства выпускников вузов (DLHE) за 2010-11 год.

Творчество и предпринимательство

Творческие специальности не меньше других должны быть адаптированы к реальному рынку труда.

В Университете Голдсмитс создан Институт предпринимательства в области культуры и творчества — ICCE (Institute of Creative and Cultural Entrepreneurship). В рамках этого направления преподаются постдипломные программы — магистратура и PHD, в основном адресованные учащимся, имеющим опыт работы в соответствующих областях и желающим создать собственный бизнес. В идеале студенты еще до окончания обучения открывают свое дело.

Первый год в университете преподается новая магистерская программа социального предпринимательства — MA Social Entrepreneurship.

По словам преподавателя ICCE Эдриана де ла Курта, социальное предпринимательство существовало всегда, но в последние годы в этой сфере наметился особенный рост. Создаются организации, которые хотят что-то сделать для общества в какой-то конкретной области. Например, одним из ведущих социальных предприятий в Великобритании является проект The Big Issue, издающий с 1991 года одноименную популярную газету. Выпуски газеты готовятся профессиональными журналистами, а продают их бездомные. Цель проекта — возможность заработка для бездомных, что способствует их реинтеграции в общество. Подобные предприятия ориентированы прежде всего не на финансовый результат, а на социальный эффект. То есть средства, которые они зарабатывают, идут на финансирование целевых программ или пособий либо реинвестируются в организацию для продолжения ее деятельности. За год распространители The Big Issue, по данным самого проекта, смогли заработать в сумме 5 млн фунтов стерлингов.

По словам Эдриана де ла Курта, ICCE работает и как бизнес-инкубатор, поддерживая новые проекты — обеспечивает помещения, консультационную помощь и наставничество. Разрабатывается также программа предпринимательства в области инноваций и лидерства.

Оплачиваемая практика и стажировки

Планирование карьеры в университетских программах реализовано не только «теоретически». Во многих университетах курсы бакалавриата предусматривают возможность годичной практики с последующим возвращением к учебной программе, общая продолжительность которой, соответственно, увеличивается с трех до четырех лет.

Правда, годичную оплачиваемую практику студенты, как правило, получают по итогам собеседования на конкурсной основе, и она не является гарантированной частью курса, отмечается на сайте Университета Шеффилд Халам (Sheffield Hallam University), являющегося лидером по числу учащихся на сэндвич-программах. Конкуренция достаточно высока. Вузы стараются поддерживать и развивать связи с реальным сектором экономики, многие предприятия имеют опыт найма студентов тех или иных программ и в принципе готовы сотрудничать.

По словам Джун Кларк, преподавателя бизнес-школы Шеффилд Халам, в этом году около 1200 студентов бизнес-школы подали заявку о прохождении трудовой практики, как ожидается, половина из них получат адекватные предложения. То есть третий год обучения по программе бакалавриата они проведут вне университета, попытаются найти варианты трудоустройства, а после вернутся на четвертый год. «Мы поддерживаем контакты с 3000 местных предприятий малого и среднего бизнеса, которые могут обеспечить оплачиваемую практику, либо предлагают учащимся работу над реальными проектами, организуют тренинги и обучение. Помимо этого, есть связи с крупными национальными и международными компаниями, такими как Tesco, British Airways, с различными банковскими и финансовыми организациями. Студенты в рамках сэндвич-программ иногда уезжают на практику за рубеж — в Новую Зеландию, США, Австралию, как правило, это занятость в гостиничном бизнесе», — говорит Кларк.

По ее словам, варианты для постдипломников возникают прежде всего в туризме, гостиничном бизнесе и event-менеджменте. Но у университета есть намерения работать и в других сферах. Кроме того, есть цели развивать связи на зарубежных рынках, в особенности в Китае, поскольку таким образом можно будет обеспечить карьерные перспективы китайским студентам по возвращении на родину.

Мартин Мол, специалист международного отдела Университета Сити (City University London), отмечает, что в школе информатики университета возможность шестимесячной практики в рамках курса обучения есть и в магистратуре по направлению компьютерных технологий. В бакалавриате все программы могут включать годичную практику. «Студенты работают на условиях полной занятости и получают зарплату. Это очень хороший опыт для резюме — год работы в Великобритании, как правило, в крупной известной компании, — говорит Мол. — Кроме того, это отличная возможность зарекомендовать себя на предприятии, и нередко после стажировки студенты получают предложения о постоянной работе. После прохождения практики часто улучшается и академическая успеваемость в последний год обучения, потому что появляется понимание, как применяются знания в реальной работе».

Студенческая виза позволяет устраиваться на стажировки и работать на условиях полной занятости в течение года в рамках университетского курса. То есть это доступно для всех учащихся, в том числе для русских, подчеркивает Мол. Обычно студенты поступают на трехлетнюю программу, на первом курсе они исследуют рынок, общаются с преподавателями и сверстниками, которые имеют опыт трудоустройства, на втором курсе начинают подавать заявки на годичную практику. В университете есть специальные консультанты, которые дают всю информацию по вопросам занятости, объясняют, как составить хорошую заявку, написать резюме, потом студенты ходят на собеседования в компании. Трудоустройство не гарантировано, но благодаря репутации City University, как правило, большинству соискателей удается получить место в компаниях в центре Лондона. Во время практики университет тщательно отслеживает, чем они занимаются: «Нам важно понимать, что стажировка действительно имеет ценность для их специализации, что студент не просто разносит кофе или чай. Например, два-три года назад на одной из бизнес-программ у нас был студент, который устроился в Marks & Spencer’s в отдел маркетинга на достаточно серьезную позицию, управлял рекламным бюджетом в миллион фунтов стерлингов. Это хороший пример и хороший уровень ответственности».

Другой вариант, который учащиеся могут рассмотреть для получения практического опыта, — краткосрочная стажировка, как правило, продолжительностью от двух до восьми недель в период каникул и чаще неоплачиваемая, поясняют в City University. Это отличная возможность «вписать» в свое резюме хорошую компанию. Служба занятости вуза опять же может предоставить информацию и помочь в поиске таких вариантов.

Опыт участия в стажировках и прохождения практики повышает качество соискателя в глазах работодателей, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на рынке труда.

Прикладная наука

Исследовательская работа университетов также ориентирована на практическое применение. Научные разработки часто ведутся «на встречных курсах», наука и экономика взаимно поддерживают друг друга. Немаловажную роль играет сотрудничество с предприятиями в предметных отраслях и коммерциализация.

Школа информатики Эдинбургского университета, разместившаяся в современнейшем здании Informatics Forum, имеет налаженные связи с отраслью, в том числе с компаниями IBM, Sony, Sun Microsystems, Honda, Microsoft, Royal Bank of Scotland и ВОЗ ООН. Многие проекты, разрабатываемые здесь, ведутся на стыке когнитивных исследований и вычислительных наук. Например, в Эдинбурге работает одна из сильнейших групп в области компьютерной лингвистики. Активно развивается коммерциализация. За 15–20 лет, по словам профессора Леонида Либкина, на базе университетских разработок было создано 80 компаний в области информатики и вычислительной техники. Сотрудники университета участвуют в рецензировании проектов «Сколково». По словам Либкина, раз в два месяца появляется действительно интересная идея.

Как отметил замдекана школы инженерных и математических наук City University London, профессор Сановар Хан, в большинстве случаев исследования в их области имеют конкретные прикладные перспективы, в течение 3–4 лет должен быть разработан некий применимый на практике проект, есть очень немного разработок с горизонтом реализации 20–25 лет, для них очень трудно привлечь финансирование.

«Большую часть времени мы уделяем общению с предприятиями в разных отраслях, мы рассказываем о сферах, в которых работаем, о своей специализации. Иногда компании уже знают о деятельности университета и могут сами обратиться с какой-то задачей. Тогда подписывается контракт и предусматривается определенный объем финансирования, как правило, эти средства используются на зарплату научного сотрудника (постдока) и иногда студентов PHD», — рассказал профессор Хан.

Как пояснил научный сотрудник школы инженерных и математических наук City University, в отличие от российской модели, в Великобритании система финансирования науки более эклектичная, она предоставляет больше свободы, с одной стороны, а с другой — требует больше усилий, чтобы найти и получить средства. Деньги могут идти из государственных фондов, через благотворительные организации, научные советы (research councils), коммерческие компании, которые могут быть заинтересованы в исследованиях и распространении знаний вообще или в разработке определенной технологии. Реальным предприятиям выгодно сотрудничать с университетами, которые могут опираться на отличную техническую базу, передовые достижения и знания.

Научные советы занимаются распределением средств, которые они могут получить как по коммерческим, так и по иным каналам. Они выполняют функцию индикатора качества, принимают заявки от ученых, оценивают их перспективы, реализуемость, потенциальный интерес к предлагаемой технологии.

Библиотека Саутгемптонского университета. Фото: lovestruck/flickr.com
Университет Саутгемптона — один из 19 британских университетов, попавших в первую сотню мирового рейтинга QS World University Rankings 2011 (75 место). Входит в первую десятку исследовательских университетов Великобритании по результатам опросов студентов об уровне преподавания.
Университет развивает связи с работодателями, входит в двадцатку вузов в Великобритании по показателям стартовой зарплаты выпускников (2010 Sunday Times University Guide rankings). Расположен в портовом городе, в часе езды от Лондона, имеет хорошее транспортное сообщение с другими британскими и европейскими городами. В Университете Саутгемптона обучаются более 22 тысяч студентов, в том числе более 5 тысяч учащихся из-за рубежа. Университет предлагает широкий выбор преддиломных и постдипломных программ по направлениям медицина, биология, гуманитарные и общественные науки, право, математика и физические дисциплины. Университет Саутгемптона занимает ведущие позиции в стране в области инженерных и компьютерных дисциплин и медицины, а также является важнейшим исследовательским узлом — здесь располагаются, в частности, Центр оптоэлектроники и Национальный океанографический центр (NOCS).

Национальный океанографический центр (NOCS), который является совместной базой Саутгемптонского университета и Научного совета по окружающей среде, является крупнейшим в Европе, здесь работают 500 ученых, на бакалаврских и постдипломных программах учится почти тысяча студентов.

В распоряжении ученых британское собрание образцов океанической донной породы и национальная океанографическая библиотека. Центр оснащен современными лабораторными средствами и является базой британского флота глубоководных исследовательских аппаратов и специализированной техники. В частности, в экспериментах используют автономный подводный аппарат Autosub, способный погружаться на глубину до 6 километров.

Ученые университета Саутгемптона и Национального океанографического центра вместе с международными партнерами работают по всему миру на двух многофункциональных исследовательских кораблях RRS Discovery и the RRS James Cook.

Студенты PHD и даже бакалавры на две недели выходят в Атлантику для участия в учебных и научных экспериментах.

Выпускники Саутгемптонского университета впоследствии работают в прикладной науке, в больших корпорациях, в частности в нефтяной отрасли, многие уезжают за рубеж — во Францию, Германию, Канаду.

Центр оптоэлектроники ведет исследования в области оптики, нанооптики, оптоволоконных технологий — Университет Саутгемптона был одним из пионеров в этой сфере. В распоряжении исследователей — многочисленные лаборатории с новейшим оборудованием и чистые помещения класса 1000 и 10000 по ISO (в них до минимума снижены поступление, генерация и накопление частиц).

Один из основных спонсоров центра — Научный совет по инженерным и физическим наукам (Engineering and Physical Sciences Research Council, EPSRC). Он сотрудничает с Центром оптоэлектроники более 50 лет. За последнее время было выделено 13 млн фунтов стерлингов в виде грантов. Кроме того, около 5 млн фунтов было инвестировано в создание центра инновационных оптических технологий EPSRC. В 2010–11 году с поддержкой EPSRC по программе Entrepreneurial Internship Scheme были организованы стажировки в технологичных предпринимательских компаниях молодых научных сотрудников университета. В частности, в этой программе, нацеленной на поддержку взаимодействия начинающих исследовательских кадров и бизнеса, принимали участие Nokia, Ilika, Cascoda.

Университет Саутгемптона был признан одним из лучших в мире по качеству созданных на его базе компаний. Аналитическая компания Library House включила Саутгемптон в первую тройку наряду с Кэмбриджем и Стэнфордским университетом в США.

С 2000 года в Саутгемптоне было создано 12 успешных компаний, три из которых вышли на биржу в Лондоне (в секции AIM). Их совокупная рыночная капитализация достигает 160 млрд фунтов стерлингов. Эти компании — Offshore Hydrocarbon Mapping (OHM), занимающаяся нефтеразведкой, Synairgen, разрабатывающая терапию для лечения астмы, и SPI Lasers, которая впоследствии была куплена германской Trumpf Group.

Деловые контакты

Особым преимуществом Cass Business School является вовлеченность в финансовый мир и активный networking, говорит студент магистратуры Александр Паролов, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФинЭк), приехавший в Cass по стипендиальной программе Chevening.

Университет, расположенный в деловом центре Лондона, организует встречи с представителями компаний, приглашает гостевых лекторов из реальной экономики.

«Здесь студентов направляют, соединяют с людьми из бизнеса, есть возможность попасть в финансовые круги, на каждой встрече появляются новые знакомства из банковской отрасли и других секторов», — добавляет магистр Александр Немков.

У студентов даже есть визитки — очевидно, что к налаживанию контактов здесь действительно подходят серьезно.

Учащиеся признают, что после отмены с апреля 2012 года визы Tier 1 (Post-study work) остаться в Англии довольно непросто, даже по сравнению с ситуацией на прошлый год. «Как бы то ни было, у многих российских студентов есть естественное стремление получить опыт работы в Англии или, что более реально, в Европе. Дело в том, что британский рынок перенасыщен специалистами: здесь очень много квалифицированных кадров, мало мест, много желающих», — говорит Александр Паролов, добавляя, что, судя по многим отзывам, в Германии дела обстоят иначе.

«В московских офисах международных консалтинговых и финансовых компаний возможностей гораздо больше. Кроме того, по опыту тех, кто работал за рубежом, отдача на единицу усилий часто бывает больше в родной стране», — рассказывает Паролов.

По словам магистра, несмотря на то, что предлагаемая на начальных позициях зарплата, как правило, выше за рубежом, это компенсируется лучшими перспективами карьерного роста в России.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию