16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.40 / ₽ 8226
  • RTS1186.79
7 ноября 2012, 21:10 Авто

Пешеходов заставят платить водителям

Лента новостей

Пешеходы, ставшие виновниками ДТП, должны оплачивать водителям ущерб, причиненный в результате аварии. Такое постановление вынес Конституционный суд России. Впрочем, и водителей от оплаты вреда здоровью никто не освобождал

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Наверное, первый в истории России случай, прецедент, когда пешехода заставили оплатить водителю ущерб, причиненный в результате ДТП. Соответствующее постановление вынес Конституционный суд России. Об этом сообщила «Российская газета».

ДТП произошло в Красноярске. Несовершеннолетняя девушка выбежала на проезжую часть вдали от пешеходного перехода. Водитель, кстати тоже представитель прекрасной половины человечества, затормозила, но машина не успела остановиться и сбила девушку. Она попала в больницу с травмами различной степени тяжести. По ОСАГО страховая компания автомобилиста оплатила 10,5 тысячи рублей за лечение. Кроме того, 25 тысяч рублей водитель оплатила из личного кармана в качестве морального вреда (с соответствующим иском к ней обратились родители пострадавшей девушки).

Автомобиль, который также получил повреждения в результате ДТП, отремонтировали по КАСКО. Тема могла бы быть закрыта, но страховая компания предъявила иск к родителям несовершеннолетней девушки о возмещении стоимости ремонта. Дело в том, что именно она была признана виновной в аварии.

Родители возвращать деньги не собирались, однако Красноярские районный и краевой суды сочли требование страховщиков обоснованным и вынесли решение, по которому родители должны компенсировать стоимость ремонта автомобиля.

Верховный суд, куда позже обратились родители, отказал в рассмотрении жалобы на вынесенные решения нижестоящими инстанциями. Тогда семья обратилась в Конституционный суд, но и он признал решения других судов законным.

Страховщики пойдут в атаку

Правозащитники считают, что прецедент в Красноярске приведет к тому, что и водители, и страховые компании начнут активно выбивать деньги из пострадавших пешеходов, признанных виновными в ДТП.

«Мы считаем, что при таком подходе пострадавший пешеход лишается единственной возможности поправить свое здоровье, потому что вынужден платить последние деньги за материальный ущерб, причиненный им сбившему его автомобилю, — рассказал BFM.ru Владимир Соколов, председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов». «Дело в том, что суд определяет сумму материального ущерба, причиненного автомобилю, на основании независимой экспертизы, производимой сертифицированными центрами, а сумма возмещения причиненного вреда здоровью определяется судьей, который не обладает специальными медицинскими познаниями».

Впрочем, стоит отметить, что даже если пешеход виноват, то водитель, как владелец средства повышенной опасности, должен возмещать пешеходу моральный вред и вред здоровью. Собственно, как и произошло в описанном выше случае.

Кроме того, юристы считают, что взыскать с пешеходов компенсацию будет не так-то просто. Слишком много нюансов в этом сложном вопросе.

«Вопрос в определении виновности сторон, а он может зависеть от нескольких факторов, таких как: в положенном ли месте переходил дорогу пешеход, не была ли превышена скорость водителем, в какое время произошло ДТП, какая была видимость и учитывал ли водитель дорожные условия. Каждый конкретный случай индивидуален и нельзя однозначно сказать, что пешеход, переходивший дорогу в неположенном месте, виноват, как нельзя сказать, что виноват водитель, который проехал на запрещающий сигнал светофора, возможно, он завершал маневр, — пояснил BFM.ru Александр Селютин, адвокат, управляющий партнер юридической группы «Селютин и партнеры».

Кроме того, как рассказали BFM.ru в ГИБДД, водители зачастую, видя препятствие (пешехода), стараются уйти от него, совершают столкновения с другими машинами. В данном случае, даже если на дорогу вышел пьяный пешеход и в неположенном месте, виноватым в ДТП будет водитель. Так как по правилам дорожного движения единственное действие, которое должен совершать автомобилист в случае аварийной ситуации, — торможение. А нервов лететь на человека и просто тормозить не у каждого водителя хватит.

Положительный эффект

Несмотря на обилие спорных моментов, по мнению экспертов, подобный прецедент позволит хоть немного, но все-таки дисциплинировать пешеходов. И они будут задумываться, перед тем как нарушать правила и выходить на проезжую часть.

«Пешеходы нарушают ПДД не меньше водителей, перебегают дорогу в неположенном месте, даже несмотря на то, что недалеко находится оборудованный пешеходный переход. При этом наказания для них — 300 рублей штрафа, — рассказал BFM.ru Юрий Урюков, заместитель главного редактора газеты «Клаксон». — К тому же поймать пешехода, нарушившего ПДД, гораздо сложнее, чем водителя. Вот все и бегают, как хотят. Возможно, подобный прецедент заставит пешеходов задуматься и соблюдать правила».

Кстати, согласно рейду ГИБДД, проведенному еще в конце мая этого года, пешеходы нарушают ПДД в два раза чаще водителей. Так, в ходе акции было выявлено 1170 нарушений Правил дорожного движения водителями. Среди них: 611 — невыполнение требований уступить дорогу пешеходам на переходах, 162 — нарушение правил проезда регулируемых пешеходных переходов и перекрестков, 173 — нарушение правил остановки и стоянки в зоне пешеходного перехода. При этом, пешеходов, которые перебегали дорогу в неположенном месте или начинали движение на запрещающий сигнал светофора, оказалось 2400 человек.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию