16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.70
1 августа 2009, 17:27 Финансы

Под какой процент одалживать деньги и брать их в долг?

Лента новостей

Премьер Владимир Путин порекомендовал банкам работать профессиональнее, то есть финансировать промышленность и избегать роста плохих активов. Он также назвал приемлемую ставку годовых по кредитам — 14%. Вопрос недели Business FM

Владимир Путин. Фото: ИТАР-ТАСС
Владимир Путин. Фото: ИТАР-ТАСС

Неделю назад премьер Владимир Путин высказал идею о том, что банки должны работать профессиональнее, то есть финансировать промышленность и избегать роста плохих активов. Кроме того, он назвал приемлемую ставку годовых по кредитам — 14%.
Под какой процент одалживать деньги и брать их в долг?

Совладелец ресторана, кафе, сети «Ностальжи», кафе «Шатер» и сети «Грабли» Роман Рожниковский:

— 14% — это, в моем понимании, очень справедливый процент. Это было справедливо до кризиса, и будет после. Но насколько реально такие деньги получить сейчас — очень-очень сомневаюсь. Тем более, проблема ведь упирается не только в саму возможность получения денег, а в то, как это обставлено и какого рода залоги и обязательства несет бизнес перед банком. Это сейчас — очень жесткий вопрос. И если говорить об этом с точки зрения больших уполномоченных банков, типа Сбербанка, то мало кто вообще в состоянии дойти до конца и получить кредит. Реальные залоги в данный момент — как правило, недвижимость, в отличие от акций предприятий, как это было до кризиса. Боюсь, что преодолеть это будет сложно. А оптимальная ставка — действительно 14%, но я не слышал, чтобы кто-то по рублям давал кредиты меньше чем под 20%.

Основатель и совладелец проекта «Одноклассники.ру» Альберт Попков:

— Честно говоря, даже под 14% я не готов брать. Это, конечно, серьезная ставка, но, к сожалению, тот бизнес, которым я занимаюсь, не настолько высокодоходен. Мой уровень — от пяти до десяти процентов. Глядя на европейские страны, на учетную ставку и стоимость кредитов там, я думаю, что в России что-то происходит по-другому, и скорее всего, эта ситуация будет меняться.

Если же говорить о вкладывании денег в какие-то инновации, чем, собственно, мы занимаемся, в создание каких-то продуктов и в производство, то тут речь идет совсем о другом — надо не забывать и понимать риски. Когда ставка высокая, то и риск слишком большой.

Председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили:

— Последний раз мы разместили наши ценные бумаги под 13,7%. И это было счастье. А 14% — это уже большое достижение.

Если взять сельское хозяйство, то 14 — вполне нормальный процент, на это можно жить. Но когда назывались проценты 20 и 25, и даже 35 — а мы в «сельхозке» так и платили некоторым банкам — то это безумие. Центробанк кредитует банки на определенный срок и с определенными требованиями: сколько надо резервировать, какую залоговую базу представлять за кредиты и так далее. Так что тут все зависит от Центробанка. Если он даст приемлемые условия, то и банки должны давать приемлемые условия.

Президент компании «Энергопром» Владимир Семаго:

— Здесь следует говорить об окупаемости проекта, и если проценты в окупаемость укладываются, то можно смело брать кредит, потому что сегодня нужно гоняться не за сверхприбылями, а за реальным воплощением той или иной экономической или технической мысли. Поэтому если закладываемый процент в ТО дает в конечном итоге 10–15% прибыли — это очень хороший вариант, и надо, конечно, воспользоваться тем кредитом, который на условиях 14% будет получен. Если же речь идет о проекте, в котором такой процент становится явно нереальным, то нужно просто дожидаться, пока проценты по банковским кредитам упадут ниже. Тенденция к этому есть. Конечно, реально нужно двигаться к тем процентам, которые сегодня существуют во всем мире.

Председатель правления «Оргрэсбанка» Игорь Буланцев:

— Мы готовы выдавать кредиты под рыночные ставки. Рыночная ставка — это стоимость фондирования плюс какая-то маржа. Соответственно, вопрос в том, что сейчас рынок, к сожалению, неэффективный, и однозначно определить стоимость фондирования для всех банков очень сложно. Если брать конкретно ставки в 14%, то, в общем, это очень сильно зависит от сроков, качества клиентов, залога и т. д. В принципе, 14 — возможный процент, если мы говорим о краткосрочном овердрафте. Но если говорить о каком-то срочном кредитовании, то 14% — это, безусловно, очень низкая ставка. Наверное, те банки, которые получают фондирование ЦБ или субординацию под 8%, могут позволить себе кредитовать под 14% на долгие сроки. Для всех других банков 14% — это низкая ставка, потому что нет такого фондирования.

Генеральный директор группы ЛСР Игорь Левит:

— Во-первых, нельзя обсуждать абстрактно этот вопрос. Нужно все-таки привязываться к существующим реалиям. А если с такой привязкой, то ставка в 14% для нас была бы более чем приемлемой. Но сегодня под такую ставку банки деньги не выдают. Если же абстрагироваться от нынешних времен, и говорить в принципе об экономике, то, конечно, это очень высокая ставка, потому что нормальная экономика может развиваться только при наличии дешевых длинных денег. Банки обычно дают короткие деньги, на год–полтора пусть даже под 14% — но это тупиковая ветвь. То есть реальный сектор экономики под этот процент развиваться не может. Чтобы пережить кризис — это нормальная стоимость денег, но ее, впрочем, сегодня нет.

Председатель правления Пробизнесбанка Александр Железняк:

— Для бизнеса, наверное, такой процент сейчас эффективен, но для банков не то, что не эффективен, он просто невозможен. Причем по одной простой причине: ставка рефинансирования ЦБ сегодня совершенно не отражает рыночной ситуации. Инструменты ЦБ и ВЭБа, как и другие правительственные программы рассчитаны только на государственные банки, а региональным они вообще недоступны. Наша группа, владеющая шестью региональными банками, попробовала все инструменты привлечения ресурсов от ЦБ, по правительственным программам. Они оказались малоэффективными. Что касается беззалоговых аукционов ЦБ, так они сами со ставкой в среднем 14%. Тогда можно ли говорить при предоставлении кредитов реальному сектору экономики под 14%? Это конечно хорошо, но прежде нужно обеспечивать инструменты фондирования коммерческих банков, потом можно будет говорить о предоставлении кредитов конечным заемщикам по такой ставке. Сегодня субъекты Федерации, да и само государство занимает у коммерческих банков по ставке 20% в рублях. А где взять деньги под 14%?

Президент компании «Созидание и Развитие» Василий Кошелев:

— Экономическую целесообразность выдачи кредитов, размещения депозитов и оказания прочих банковских услуг должен определять сам банк, исходя из себестоимости и нормы прибыли, которая у него существует. И в данном случае вмешательство государства по установлению каких-либо конкретных ставок для всех — не совсем корректно. Потому что у каждого банка своя себестоимость по тем или иным продуктам. И одним махом всех обязать выдавать кредиты по одним и тем же ставкам, это не совсем правильно. В целом, если рассматривать эту ставку, то да, я считаю, что она жизнеспособна. Уровень инфляции, по официальным данным, гораздо ниже. Соответственно, межбанк тоже ниже. Поэтому банки вполне могут позволить себе кредитовать по ставке 14%.

Первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:

— Стоимость денег, определяется не только ставкой, но и объемом, и длинной кредита. Сейчас нашей промышленности нужны длинные деньги. Нужны кредиты, которые будут в какой-то степени обеспечены. Чем более обеспечен кредит, тем меньше риски, тем меньшую ставку закладывает банк, оценивая предприятие в качестве возможного заемщика. В этом смысле нам понятно желание денежных властей. Но когда дело доходит до практической реализации, зачастую оказывается, что как раз длинные деньги. А таких денег в банковской системе практически нет. Мало заемщиков, которые могут обеспечить такой кредит ликвидными залогами. Когда все это складывается, то не получается тех самых 14%. Получается гораздо больше — 19%, 21% и даже 22%.

Генеральный директор компании «Авеста Фармацевтика» Михаила Грошенков:

— Наш бизнес может осилить и 15-16%, даже 17%, но при определенных благоприятных условиях. Проблема в том, что банки готовы кредитовать на очень короткий период времени, требуя в обеспечение твердые активы. И при этом в реальной рыночной стоимости залога часто применяется очень большой дисконт, в некоторых случаях доходящий до 50-60%, что неприемлемо. Вторая проблема — сроки кредитования. Они очень короткие. Кредитовать нужно на период не менее одного года, желательно полтора-два. И третья проблема — банки очень хитрым способом потихонечку повышают везде стоимость своих услуг за те или иные операции. Расценки на операции, связанные с обслуживанием кредита, увеличились очень существенно в последнее время. Это, на мой взгляд, основные проблемы, сдерживающие кредитование реального сектора.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию