16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.00 / ₽ 8027
  • RTS1128.26
14 мая 2015, 00:05 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Украинский кризис

Дмитрий Саймс: «Украина и Порошенко переживают синдром Саакашвили»

Лента новостей

Итоги визита госсекретаря США Джона Керри в Сочи для Business FM комментирует известный американский политолог Дмитрий Саймс

Президент Украины Петр Порошенко и госсекретарь США Джон Керри (слева направо).
Президент Украины Петр Порошенко и госсекретарь США Джон Керри (слева направо). Фото: Valentyn Ogirenko/Reuters

Современная Украина и Петр Порошенко сейчас переживают синдром Саакашвили — такое мнение в эксклюзивном интервью Business FM высказал известный американский политолог Дмитрий Саймс. По его словам, до улучшения отношений России и США далеко, но администрация Обамы стремится наладить прямой диалог с Москвой. Дмитрий Дризе обсудил с Саймсом итоги сочинского визита Джона Керри.

Главный вопрос, который сейчас в России обсуждается: есть такая точка зрения, согласно которой США втайне хотят улучшить отношения с РФ, в частности, на это повлиял даже Парад Победы и присутствие на нем лидера Китая; говорят, что готовится серьезный альянс... Вашингтон хотел бы все-таки наладить отношения, устал от противостояния?
Дмитрий Саймс: Я думаю, это совершенно очевидно: не только втайне, но если вы говорите об официальной, декларативной политике администрации Обамы, есть желание улучшить отношения с Россией. Чего нет, по-моему, — желания платить ту цену, которую требует правительство Путина. В администрации Обамы считают, что приоритетом на Украине для США является Украина, которая будет территориально целостной, в которой не будет такого уровня федерализации, которая бы предоставляла России какой-то голос в делах Украины, и чтобы сохранялась возможность Украины идти по пути постепенной интеграции в трансатлантические структуры.
Какие-то общие все-таки сближающие вещи есть? Приехал Керри, явно его принимали дружелюбно. Мы не говорим о том, что возможна перезагрузка или улучшение отношений, но хоть какие-то позитивные моменты можно выделить?
Дмитрий Саймс: Произошло изменение в тональности, и я бы даже сказал не только в ней: в понимании, что отсутствие диалога с Москвой — проблема для США. Я даже думаю не о возможности договориться с Москвой, а о том, что отсутствие такого диалога, допустим, мешает американским усилиям по мобилизации Европы в противостоянии с Россией по поводу Украины. Потому что если в Европе видят, что США сами от этого диалога устраняются, что называется, передоверяют его европейцам, то у последних возникает большее желание экспериментировать и идти своим путем. А кто-то наоборот говорит: вот смотрите, США хотят нас стравливать с Москвой, а сами с ней вообще не желают беседовать, мы должны идти своим путем. И поэтому продемонстрировать готовность для администрации Обамы, иметь дипломатический диалог с Москвой, с моей точки зрения, однозначно выгодно для американской дипломатии. Что касается конкретного вопроса, основного, который поднимался, как я понимаю в Сочи, это был даже не вопрос об Украине. Главным американским вопросом была Сирия: что может быть удастся убедить Путина помочь пожертвовать Башаром Асадом для того, чтобы покончить с этой гражданской войной.
Тут видится известная схема, которая тоже очень много обсуждалась в России: так называемый обмен Сирии на Украину. Америка смягчается по Украине, Украина фактически становится внеблоковым государством, Америка открывает глаза на уступки со стороны Порошенко непризнанным республикам... но за это Россия уступает по Сирии. Нет ли действительно такой схемы размена?
Дмитрий Саймс: Потенциал договоренностей реальный может быть. Но тут возникает вот какой момент: в американском конгрессе существует большинство, которое однозначно на стороне Порошенко. На Украине сложился, как я назову, феномен Саакашвили. В свое время до войны 2008 года администрация Буша тоже говорила Саакашвили: веди себя осторожно, не совершай острых движений. Но с другой стороны, Саакашвили имел своих друзей и союзников, почитателей — и внутри самой администрации Буша, и особенно в конгрессе. И там же ему говорили: «Миша, мы тебя любим, мы тебя будем защищать, да, конечно, Кондолиза Райс тебе говорит — не задирайся слишком сильно, но она ж так и должна тебе говорить, чего ты будешь еще ждать от государственного секретаря? А ты делай, как надо». И мне кажется, у Порошенко сейчас возникает такая реакция; да, ему, может, кто-то и говорит, в том числе госсекретарь Керри, дескать, не надо совершать слишком острых движений, но у него ощущение, что это не имеет большого значения. Потому что можно всегда пожаловаться сенатору Маккейну, другим в американском конгрессе, и при всех условиях. Донецк — украинская территория, и если вдруг у Порошенко получилось бы одним лихим ударом этот аэропорт захватить, я думаю, он исходит из того, что никто бы в США его бы наказывать за это не стал.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию