16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.36 / ₽ 8233
  • RTS1178.69
28 августа 2018, 13:18 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Идлиб: танцы на лезвии бритвы

Лента новостей

Этот сирийский регион оказался на грани горячей фазы конфликта. Россия созвала Совбез ООН для срочных консультаций. Как может развиваться ситуация?

Фото: Brendan McDermid/Reuters

Обновлено 18:43

Дамаск предостерегли от применения химического оружия в провинции Идлиб. На созванном по инициативе России заседании Совбеза ООН, посвященном ситуации в Сирии, представители США, Великобритании и Франции в ООН пригрозили Дамаску «серьезным ответом».

Со своей стороны, постпред России при ООН Василий Небензя, выступая на заседании Совбеза, призвал «командиров незаконных вооруженных формирований отказаться от провокаций и встать на путь мирного урегулирования», отметив, что сохранение статус-кво «неприемлемо». При этом, шеф Пентагона Джеймс Мэттис заявил во вторник на пресс-конференции, что госдепартамент США ведет «консультации с Россией», чтобы не допустить нового применения химического оружия в Сирии.

Ранее замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил, что Россия запросила срочные консультации Совбеза. «Мы на этом мероприятии посмотрим в глаза представителям западной «тройки» и заострим перед ними всю эту ситуацию. По-моему, уже всем предельно ясно, в какие игры играют наши оппоненты, в том числе из Вашингтона. Думаю, способность вскрывать эти замыслы и их разоблачать достаточно показательна для всех», — приводит ТАСС слова российского замминистра.

Сирийский Идлиб снова оказался на грани горячей фазы конфликта. На фоне предупреждений Москвы о возможной химической провокации поступают сообщения, согласно которым Россия и США стягивают в регион морские силы.

Российские военные хвастаются крупнейшей за время операции группировкой из десяти кораблей, большинство из которых оснащены ракетами «Калибр», и двумя подводными лодками. Москва также обвинила Вашингтон в стягивании в регион эсминцев с крылатыми ракетами — в Пентагоне это опровергли, но подчеркнули, что всегда могут нанести удар по силам Башара Асада в случае применения химоружия.

Лондонская НКО «Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека» сообщает о закрытии армейских КПП на границе оппозиционных территорий. Можно ли считать наступление на Идлиб неизбежным? Рассуждает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов:

Борис Долгов старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН «Этот вопрос должен решаться, но путем переговоров и договоренностей каких-то и с Турцией, и, возможно, с оппозиционными группировками, поскольку сирийская армия имеет опыт подобных операций, когда блокируется какой-то район. И вооруженные оппозиционные группировки либо сдаются, либо выходят из этого района, либо даже, как это было в южной зоне деэскалации, часть из них переходят на сторону сирийской армии. Наступление сирийской армии не есть что-то такое, что решено конкретно. Здесь сложная ситуация, и будет решаться она не таким прямолинейным способом».

Формально Идлиб — все еще единственная оставшаяся «зона деэскалации» под контролем некурдской оппозиции. При этом, даже соглашаясь год назад не трогать такие территории, Асад и сирийские власти не прекратили риторику о необходимости любой ценой восстановить контроль над всеми сирийскими землями.

Поводом для наступления могут послужить, например, обвинения в обстреле правительственных сил, которые и так регулярно звучат из Дамаска. Или, к примеру, пресловутая химическая провокация, о которой без предъявления доказательств заявили в российском Минобороны. Это может привести едва ли не к прямому конфликту между военными России и США, продолжает кандидат политических наук генерал-майор запаса Сергей Канчуков:

Сергей Канчуков кандидат политических наук, генерал-майор запаса «Однозначно, я считаю, что будет провокация. Однозначно будут продолжать угрожать применением оружия США. А вот решатся они на применение оружия или нет — мы понимаем это и подтягиваем силы флота для того, чтобы в случае реального нанесения США ударов по Сирии, в том числе и по российским войскам, соответственно, ответить тем объектам, с которых было нанесено огневое поражение. Все должны помнить из заявления начальника Генштаба России, который сказал, что мы будем уничтожать не только ракеты, но и носители ракет. Поэтому те эсминцы, которые стоят на позиции, в том числе американские, находятся под ударом в случае открытия ими огня по территории Сирии».

Однако, перед тем как прятаться в бункеры, следует вспомнить, чем закончились два предыдущих химических инцидента в Сирии. После предположительной химатаки в Хан-Шейхуне США запустили по сирийской авиабазе около полусотни ракет Tomahawk, но предупредили российских военных за два часа до удара. После предположительной же химатаки в Думе США и союзники ударили по целому ряду объектов Асада. Впрочем, позднее сообщалось, что Россию снова уведомили заранее, а в Дамаске заявили: жертв нет.

Логично предполагать, что так же завершатся и возможные новые удары США по Сирии в ответ на потенциальную химатаку или химпровокацию. Хотя все это, конечно, танцы на лезвии бритвы. Если Tomahawk случайно ударит по российским силам, а подводная лодка «Великий Новгород» затопит эсминец ВМС США Ross, хлопот потом не оберешься.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию