16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.93 / ₽ 8460
  • RTS1155.46
23 апреля 2022, 14:20 ФинансыБанки, вклады и кредиты

ЦБ хочет установить для банков 30-дневный срок возврата украденных денежных средств

Лента новостей

Регулятор готовит поправки к ФЗ «О национальной платежной системе». Возврат предусматривается в случае, если банк провел операцию без согласия клиента либо если деньги были украдены после утери карты

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

ЦБ предложит банкам возвращать украденные мошенниками у их клиентов деньги в течение 30 дней. Такое требование есть в поправках к 161-ФЗ «О национальной платежной системе», пишет РБК со ссылкой на источники в Банке России. Сейчас в законе не прописаны сроки, когда банки должны вернуть украденные средства.

Возврат будет возможен в двух случаях: если банк провел операцию без согласия клиента и если деньги были украдены после потери карты. Но клиент должен сообщить об этом банку, иначе у того будет право не возмещать клиенту средства.

Это дополнительные инструменты, и они не дадут стопроцентную гарантию и возможность блокировать все мошеннические операции. Но это то, о чем сегодня договорились почти все участники рынка и с чем согласен регулятор, указывает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков:

Алексей Войлуков вице-президент Ассоциации банков России «Тридцать дней дается кредитной организации на возврат денег клиенту в случае, если вина прямо или косвенно лежит на стороне кредитной организации. Если здесь вины банка нет, то, как и сейчас, именно финансовое учреждение не за свой счет не возвращает деньги, но участвует в помощи расследования, поиск этих украденных денег, мошенников. На самом деле, подготовлены изменения, расширение того механизма, который на сегодня уже присутствует, а именно то, что теперь не только банк, который обслуживает клиента, у которого эти деньги украли, должен будет участвовать и помогать в расследовании и сборе информации и предупреждать, опять же, попытки подобных хищений, но и банк, куда эти деньги уходят. Если он понимает, что это почти стопроцентная вероятность, счет, используемый для кражи денег, то он может отключать такого клиента-мошенника от электронных средств, платежей, чтобы он не мог эти деньги быстро выводить. Соответственно, даже если деньги будут украдены, они на какое-то время зависают на этом счете, и дальше нужно, чтобы тот мошенник сам лично явился в банк с просьбой вернуть ему деньги, которые он украл».

Изначально ЦБ предлагал банкам возвращать украденные деньги в течение двух-трех дней. Банки это не устроило, потому что в такие сроки невозможно проверить, идет ли речь о мошенничестве или нет.

Ранее Минфин заявил, что тоже работает над механизмом, который позволит возвращать деньги жертвам мошенников. Речь, в частности, об упрощении взаимодействия кредитных организаций, Банка России и правоохранительных органов, отмечается в статье РБК.

Все это позволит эффективнее раскрывать мошенничества с банковскими переводами, считает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин:

Андрей Емелин председатель Национального совета финансового рынка «То, что сейчас предлагается, реакция на затруднительность проведения правоохранительных, так назовем, оперативно-разыскных мероприятий в краткий срок. Понятно, что ни один полицейский не успеет ни за два дня, ни даже за неделю расследовать преступление, если таковое имело место, поэтому, собственно, и предусматриваются эти периоды охлаждения. Мы даем возможность лицу, которое попало под влияние социнженеров, самому передумать, одуматься, получить информацию от своих родственников, каким-то образом выйти из-под влияния этого инженера. С другой стороны, что касается самих инцидентов, то это отдельный трек, он описан поправками, связанными с информационным взаимодействием между Банком России и органами внутренних дел. Теперь будет гораздо более, во-первых, положено на легальную основу, во-вторых, гораздо более интенсивный будет информационный обмен. И правоохранительные органы смогут информировать Банк России обо всех лицах, которые участвовали уже в доказанных мошеннических эпизодах, и Банк России сможет информировать МВД гораздо более оперативно, поскольку через базу, о тех лицах, которые были замечены в качестве подозреваемых в совершении мошенничества. Таким образом, за счет более оперативного получения информации мы получим, на наш взгляд, гораздо более высокий процент раскрываемости таких случаев и, соответственно, снижение общего массива покушений на средства граждан».

В апреле ЦБ опубликовал «Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций в 2021 году». В нем отмечалось, что на фоне развития новых платежных сервисов и роста объема денежных переводов количество краж средств с карточек клиентов увеличилось более чем на 30%. То есть в сумме мошенники украли у россиян почти 14 млрд рублей.

Средняя сумма операции без согласия клиента составила почти 12 тысяч рублей. При этом банки вернули таким клиентам всего 7% украденных денег.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию